Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Правда и справедливость строят на граните, ложь — на песке»Рамбам
Нужно дать перед Пуримом половину монеты, постоянно ходящей в этом месте и в это время, в память о половине шекеля, которую давали в адаре

Пожертвовать в память о половине шекеля

Что это такое — давать половину шекеля?

Сколько давать в наше время?

Сколько это половина шекеля в граммах серебра?

Можно ли давать эти деньги из маасера?

Перед минхой Поста Эстер ( Обычно канун Пурима) есть интересный обычай: дать 3 монетки достоинством в половину шекеля, доллара, евро или 50 копеек. При этом говорят так: В память о половине шекеля. В чем суть этого обычая и почему это делают именно в этот день?

Рамо ( рав Моше Исерлиш) в Шулхан Арух ( Орах Хаим 694:1) (Кодекс законов, раздел календаря и еврейских праздников) пишет:

«Есть те, кто считают что нужно дать перед Пуримом половину монеты, постоянно ходящей в этом месте и в это время, в память о половине шекеля, которую давали в адаре. А так как понятие “трума” — подаяние, пожертвование, три раза упомянуто в Торе( в отрывке о половине шекеля), то нужно дать три таких монеты.»

Источник в тексте Торы

Глава «Ки-Тиса» (Шмот, 30:12-16):

«И сказал Всевышний Моше, говоря: Когда считать (букв. Возносить) будешь сыновей Израиля, по количеству их, пусть даст каждый из человек искупление души его Всевышнему, считая их, и не будет эпидемии при их подсчете. Это( Вот, что) дадут, всякий кто проходит по расчету половину шекеля, от святого(особого) шекеля: двадцать гера он шекель, половину шекеля, приношение(возвышение) Всевышнему. Всякий, кого считают, старше 20 лет, даст приношение(возвышение) Всевышнему. Богатый не добавит, а бедный не убавит, от половины шекеля дать приношение(возвышение) Всевышнему, искупить души ваши. И будет сыновьям Израиля для памяти перед Всевышним, искуплять(для искупления) души ваши.»

Рамбам и Сефер-а-Хинух упомянули эту заповедь среди 613 заповедей, но по мнению других комментаторов( Виленский Гаон) закон сбора шекелей это часть процесса принесения жертв, службы в Храме, закон, переданный от Моше с Синая устно, без прямого упоминания в Письменной Торе.

Смысл заповеди Торы

Смысл заповеди Торы дать средства для общественных постоянных жертв в Храме, а также для одежды коаним, изучения рецептов воскурений. Храмового служения и.т.д.

Школим называются «выкуп» для души, именно по этому дать должны были все, да и жертвы искупляли грехи всего народа.

Источник обычая

Источник слов Рамо восходит к ученикам раби Меира из Ротенбурга: раби Шимшону бар раби Цадок (аТашбец) и раби Мордехаю бен Хиллелю,сефер Мордехай.

Однако Рокеах упоминает, что этот обычай был принят еще во времена Гаоним. Также в траткате Софрим есть упоминание о том, что: «Должны все евреи дать шекели перед субботой Захор( шаббат перед Пуримом), и нельзя сказать(давая их) ради искупления, а только то, что даются они добровольно.»

Суть обычая

Здесь мы видим известное ограничение: так как после разрушения Храма нельзя дать «школим», деньги идут просто на помощь бедным, а если кто-то произносит, что этим он хочет выполнить заповедь «давать половину шекеля», тогда эти деньги получают статус денег Храма, но его сейчас нет и нельзя их использовать ни для чего другого.

Мы также видим суть обычая — вспомнить о заповеди Торы «дать половину шекеля» на нужды Храма, на жертвы и поддержания Храмового имущества в хорошем состоянии.

Кто обязан?

По закону Торы, если исходить из источника (слов Торы) на который опирался Рамбам, обязанность давать «Половину Шекеля» по Торе есть только у того, кому исполнилось 20 лет.

На основании этого Рамо( 694:1) также считает, что в «Память о Половине Шекеля» нужно давать тоже с этого возраста.

Но Мишна Брура приводит, что это только по закону, принятый обычай же давать даже за не достигших совершеннолетия детей, и даже за плод во чреве беременной женщины.

По поводу самих женщин есть свидетельсво об обычае давать великих учителей (рав Элияшив и рав Оэрбах) в «Память о Половине Шекеля». Хотя были раввины(Стайплер, отец рава Хаима Каневского) в доме у которых женщины не давали деньги в память о половине шекеля.

Если же отец начал давать за детей он должен продолжать и не бросать этого делать в следующем году.

Какой вес был у монеты в половину шекеля?

Есть два основных мнения.

1. Во времена Торы 7 и 1/12. А во времена Мишны 8.5 грамм.

2. Во времена Торы это было 8 грамм, а во времена Мишны стало 9.6 грамма. Талмуд в трактате Бхорот выводит, что с увеличением монеты шекель нужно давать половину увеличенного шекеля, а половина увеличенного шекеля — 9.6 грамма.

В наше время,так как речь идет все-таки только об обычае, достаточно считать что шекель это 8.5 грамм.

Сколько давать в наше время в память о половине шекеля?

Во времена Храма, когда говориться о выполнении непосредственно заповеди Торы «дать половину шекеля», нужно давать половину той монеты которая ходит в это время, главное, чтобы эта монета было не меньше, чем «шекель Торы» или «святой, отделенный шекель» (Рамбам, Школим 1:5).

Но это во времена Храма. У нас, к сожалению нет такой возможности. А сколько же нужно дать выполняя ОБЫЧАЙ «памяти о половине шекеля»?

Мы находим в Даркей Моше, что Рамо привел два момента для выполнения этого обычая:

1. Нужно дать три монеты, которые имеют номинал «половина» (полшекеля, 50 копеек, полдоллара и т.д.).

2. Нужно давать в тех денежных единицах, которые в ходу в этой местности в это время.

Также Рамо упомянул от имени Маариль обычай давать эквивалент стоимости половины шекеля времен Торы (в пересчете на курс серебра на данный момент времени) кроме трех монет-половинок. Но он же свидетельствовал, что это не принято.

Виленский Гаон давал половину злотого. Не считал нужным давать три монеты.

Мишна Брура считал, что по букве закона достаточно дать три половинки «грош», мелкой монеты в его времени не имевшей важности.

Но так как это была слишком мелкая монета, он продолжал искать способ дать что-то более существенное.

Поэтому он говорит, что счастлив тот, у кого есть возможность дать три половинки мелких монет и полтинник серебряного рубля. Это как раз по мнению Маариль. Кстати, в половине рубля было как раз 9 грамм серебра, близко к половине шекеля Торы.

Вывод: по мнению Мишна Брура лучше всего давать эквивалент половины шекеля Торы в добавлении к трем половинам мелким монетам, ходящим в этой местности.

В восточных общинах было принято давать эквивалент половины шекеля Торы. Но у кого не было возможности давал половину расходной монеты в этой местности (Каф аХаим).

Сколько стоит половина шекеля в наше время?

На основании справки в Бейт Мидраш исследования законов Торы о земледелии и Земли Израиля это 1 грамм по розничной цене = 3 шекеля.

Т.е. 8.5*3=25.5 ~ 26 шекелей. ( Кстати, это соответствует числовому значению 26 — гематрии четырехбуквенного имени Творца).

Можно ли дать 1.5 шекеля тремя монетками по полшекеля?

Можно.

Можно ли дать 1.5 шекеля пятнадцатью монетками по 10 агорот?

Нельзя. Нужно поменять их на 3 монеты по полшекеля.

Есть обычай давать половину серебряного доллара (выпуска до 1961 года). Можно ли давать его в странах, где доллар — иностранная валюта?

Рав Хаим Каневский считает, что это неправильно, так как доллар не ходит в Израиле свободно и является товаром, а не деньгами.( Деньги — свободно ходящий эквивалент стоимости, товар — то, что приобретается и продается деньгами.)

Но рав Шломо Залман Оэрбах считал, можно выполнять этого обычая таким образом. Более того сам делал так. Так же вел себя и отец рава Хаима Каневского, великий Стайплер.

Рав Элияшив же говорил, что давая три половинки доллара, нужно добавить три половинки шекеля.

Как все происходит?

В синагоге перед минхой в Пост Эстер габаим кладут на биму монеты в полшекеля, люди приносят свои деньги на сумму 1.5 шекеля, умноженное на количество членов семьи (если мама ждет ребенка, добавляют еще 1.5, если близнецы — соответственно), меняют их на половинки шекеля и дают на любую цдоку.

Например: семья с тремя детьми должна дать 1.5 *5=7.5 шекелей.

Почему именно в Минху поста Эстер?

В минху в таантит(пост) цдока( благотворительность) очень к месту.( Каф Ахаим). Так в пост цдака очень к месту по известной формуле: тшува, тфила и цдака (раскаяние, молитва и благотворительность) отменяют плохое приговор.

Можно ли давать эти деньги из маасера?

Рав Нисим Карелиц и рав Хаим Пинхас Шайнберг считают, что невозможно выполнить этот обычай из денег «маасера», т. к. это принятый обычай. Минимум в три половины мелкой монеты нужно дать из своих денег, это наша обязанность.

А эквивалент половины шекеля Торы можно дать из маасера, так как это не общепринятый обычай( рав Бенцион Зильбер Шлита, в личной беседе).

Наши мудрецы очень давно постановили читать этот отрывок из Торы в последнюю субботу месяца Шват, перед наступлением месяца Адар, дабы напомнить об этой важной заповеди.

Именно в заслугу этой заповеди спаслись евреи от ненавистиника Амана:

«Сказал Раби Шимон Бен Лакиш: так как Всевышнему было известно, что Аман пообещает Ахашверошу 10,000 слитков серебра, поэтому Он повелел им (евреям) дать их шекели заранее.» (Трактат Мегила 13б). Евреи начинают давать половину шекеля с 1 адара (жребий Амана выпадает на 13). И заслуга этой заповеди позволяет им победить его.
То есть мы видим, что есть непосредственная связь между сутью Пурима и этой заповедью, и наверное поэтому так педантично все ранние комментаторы упоминали и следили за этим обычаем. И хотя сейчас у нас нет Храма и возможности выполнить саму заповедь, возможно именно этот обычай дает нам защиту перед Амалеком и в наши дни.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.