Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Если тщательно подсчитать периоды жизни Яакова, получается несостыковка. Годы, проведенные праотцем в ешиве Эвера, не были учтены Всевышним.

Предыдущая глава заканчивается упоминанием миссии, которую Ицхак возложил на Яакова: «И призвал Ицхак Яаакова, и благословил он его, и повелел он ему и сказал ему: Не бери жены из дочерей Кнаана. Встань, иди в Падан-Арам, в дом Бетуэля, отца твоей матери, и возьми себе оттуда жену из дочерей Лавана, брата матери твоей».

Сколько лет было праотцу? Сколько лет он провел в доме Лавана? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, в талмудическом трактате «Мегила» приведена сравнительная хронология. Сравнительная — потому что возраст Яакова отсчитывается на основании информации об Ишмаэле.

Следим за вычислениями. «И вот годы жизни Ишмаэля: сто лет и тридцать лет и семь лет. И скончался он и умер, и приобщен был он к своему народу» (Берешит 25:17). Параллельно уходу Яакова имеет место женитьба Эсава: «И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама, сестру Невайота, сверх жен своих себе в жены» (Берешит 28:9). Зачем Тора упоминает лишний, казалось бы, факт из родословной Махалат — наличие брата? Почему бы не поставить точку после «…сына Авраама»?

Талмуд дает соответствующее пояснение. Ишмаэль умер после помолвки Эсава и Махалат, поэтому на свадьбу ее сопровождал старщий брат Невайот. Итак, когда Ишмаэлю исполнилось 137 лет, Яаков получил благословения Ицхака и покинул родной дом.

«А Авраму было восемьдесят шесть лет, когда родила Агарь Ишмаэля Авраму» (Берешит 16:16). «И Аврааму было сто лет при рождении у него Ицхака, сына его» (Берешит 21:5). Исходя из этого, Ишмаэль был старше Ицхака на 14 лет. Когда у Ицхака родились Яаков и Эсав, ему было 60 лет, а Ишмаэлю, соответственно, 74 года. 137–74=63. Яаков отправился в Падан-Арам, когда ему было 63 года. После 14 лет службы у Яакова родился Йосеф. 63+14=77.

Братья продали Йосефа в рабство. Он предстал перед фараоном и стал вторым лицом в государстве, когда ему было 30 лет. После семи сытых лет и двух лет голода Йосеф и Яаков встретились. Проведем простой подсчет: 77+30+7+2=116.

Фараон, который пожелал увидеть патриарха, поинтересовался его возрастом. «И сказал Яаков фараону: Дни лет моего проживания — сто тридцать лет; немноги и плохи были дни лет жизни моей, и не достигли они дней лет жизни моих отцов во дни их проживания» (Берешит 47:9). Стоп-стоп-стоп. По нашим подсчетам, которые легко перепроверить, Яакову должно было быть 116 лет, а никак не 130!

Талмуд объясняет, что 14 лет Яаков провел в ешиве Эвера, изучая Тору. Сколько лет праотец провел вне дома Ицхака и Ривки? «Таково мне двадцать лет в доме твоем: служил я тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за твой скот, а ты менял мне плату десятикратно» (Берешит 31:41). 14+6+2 года, потраченные на дорогу в Падан-Арам = итого 22 года. Всё это время Яаков не имел возможности исполнять заповедь уважения отца и матери. За это он был наказан по принципу «мера за меру» — контакт с Йосефом прервался на долгие двадцать два года…

Стоп, почему «мера за меру»? Яаков отсутствовал целых тридцать шесть лет, если принимать в учет нахождение в ешиве Эвера. «Тора важнее почитания родителей», — сказано в Талмуде. И в этом заключается ответ на вопрос, почему 14 лет, проведенные в ешиве, не были засчитаны нашему праотцу.

Давайте зададим еще один вопрос. В конце концов, праотец Яаков отправился в Падан-Арам с благословения Ицхака и Ривки. Его, казалось бы, не за что обвинять в невыполнении заповеди почитания родителей — отправился искать жену, 7 лет работал за одну, 7 лет работал за другую. Но дело в том, что были 6 лет, которые Яаков провел у Лавана, работая за скот (а ведь за это время он мог вернуться к родителям).

Мой отец, р. Ицхак Зильбер, благословенной памяти, пояснял это следующим образом. Если человек должен тяжело работать, чтобы содержать семью, и у него не остается времени на изучение Торы, обвинять его не в чем. Если же у такого человека есть свободное время, но он не посвящает его Торе, не те 2–3 часа, а весь день такого человека будет считаться одним большим «битуль-Тора» (уклонением от изучения Торы).

При всех строгих требованиях, которые предъявлялись Яакову, 14 лет, которые он провел в ешиве Эвера, не были приплюсованы к 22 годам отсутствия. Ведь заповедь изучения Торы выше заповеди почитания родителей. Более того, изучение Торы выше всех заповедей.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Рош аШана — еврейский новый год
Сегодня вечером с заходом солнца начинается праздник Рош аШана — начало еврейского Нового года.

Для того, чтобы готовить еду в праздник для идущего сразу за ним Шаббата, в канун Рош аШана делают эрув тавшилин.

Хотя Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться Читать дальше

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Рош а-Шана. Секрет хорошего года

Рав Бенцион Зильбер

Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. Экскурс в прикладное шофароведение.

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Месяц Тишрей

Арье Шерцер

Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям – умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться.

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Рош а-Шана 2017: праздник начинается 20 сентября с заходом солнца и длится два дня

Рош Ашана — раскрытие замысла Творения

Рав Цви Вассерман

Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...