Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

У Яакова родилось двенадцать сыновей от четырех жен, и «все любимые, все ясные, все могучие», и все они — удел Б-га, без изъятия. Этим Б-г доказал Яакову, что действительно все время пребывал с ним, как и обещал в словах: «И вот, Я с тобой…» Ведь во всем, что Яаков делал, мы постоянно видим руку Б-га. Значит, такое множество жен тоже было проявлением непосредственной воли Б-га, знаком того, что все события жизни Яакова управляются Б-гом и происходят непосредственно от Него.

Дело в том, что Б-г воплотил в Яакове образ мира. В мире устроено так, что вокруг Б-га располагаются четыре лагеря ангелов, духовных сущностей, составляющих четырех хайот (зверей) Б-жественной колесницы. Природный цикл тоже делится на четыре части, которые определяются сменой четырех времен года. Первичных стихий и природных сил тоже по четыре, и четыре насчитывается основных формы их соединения: неодушевленная природа, растительное царство, животное царство и люди, которые, в свою очередь, тоже разделились на четыре царства. Поэтому Б-г устроил так, чтобы и Яаков взял четырех жен, что символизирует основную структуру мира. И наши мудрецы говорят, что сыновья Яакова символизируют Б-жественную колесницу: от четырех жен произошло двенадцать «колен Б-га», по числу двенадцати созвездий. И, кроме того, они в будущем будут разделены на четыре лагеря, о чем Б-г уже сейчас сообщает Яакову словами: «И распространишься ты на запад и на восток, и на север, и на юг». Теперь всякий может понять, что и четыре жены Яакова, и его двенадцать сыновей, и четыре лагеря, на которые они разделились в пустыне — это не случайное стечение обстоятельств, а результат прямого указания воли Б-га, «в руках Которого — все причины».

Благословение, которое получил Яаков после того, как боролся с ангелом (32:26)

Смысл этого благословения в том, что ангел признал свое поражение и победу Яакова. Именно в этом и состоит благословение, которое сражающиеся богатыри дают друг другу. Схватка кончается либо тем, что сильный борец бросает слабого на землю и тем самым побеждает его, либо тем, что слабый благословляет сильного, признавая тем самым свое поражение. В этом последнем случае нет необходимости продолжать борьбу, и стороны просто расходятся.

Именно так поступил тот муж, который боролся с Яаковом. Он осведомился о его имени, а затем сказал: «Не Яаков будет отныне твое имя…» Другими словами, он сказал ему: «В твоем имени больше не будет значения экев, хитрость, так как сейчас ты победил меня прямой и явной силой. Теперь твое имя будет Исраэль, “боровшийся и победивший ангела”, потому что ты действительно проявил огромные возможности и огромную силу, когда боролся со мной и получил надо мной власть: ты ведь смог удержать меня против моей воли!»

А почему в стихе сказано: «С ангелом и с людьми»? Потому что его противник относился и к ангелам — он ведь на самом деле был ангелом Б-га! — и к людям, поскольку выглядел как человек. То есть, эти слова призваны были сообщить Яакову, что его противник не был на самом деле только человеком, как представлялось взгляду, а относился к духовным сущностям.

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Исход из Египта и сорокалетние скитания по пустыне

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.

Моше бен Амрам. Вдали от Египта

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Война на стороне Эфиопии, работа царским советником, 10-летнее тюремное заключение... Неизвестные стороны биографии лидера еврейского народа.

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Песах или чудесное освобождение евреев из египетского рабства. О чудесах, связанных с этим событием, подробно говорится в Торе. Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы.

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Моше бен Амрам. Исход

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.

Пламя не спалит тебя. Можно ли заглянуть в будущее?

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава ицхака Зильбера

Послание в Йемен, или Врата Надежды. 1

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»

Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.