Первая составляющая: твердая родительская цель

Первая составляющая — это фундамент, на котором строится родительский авторитет. Это самое важное, это основа. Иногда его достаточно для того, чтобы создать родительский авторитет, но без него — даже если сделано все остальное, шансы успешно выстроить границы стремятся к нулю. Вот насколько это критично.

В семьях, где родительские обязанности исполняются «сами собой», родители отказываются от обязанности определять цели воспитательного процесса, поскольку полагают, что голос ребенка в семье приравнивается к голосу родителя. Родитель полагается на ребенка, считая, что тот сам знает, чего хочет, поэтому следует дать ему возможность самому решать, как будут развиваться события. Ребенок, казалось бы, уверенный в своих желаниях, видит перед собой растерянного и неуверенного в себе родителя, не умеющего принимать решения. Так родитель попросту перекладывает на ребенка, путем элегантной рационализации, ответственность за воспитание в семье.

Может быть, ребенок и вправду знает, чего хочет, однако это совершенно не значит, что он знает, что ему нужно, — а эти две сферы важно уметь различать. Основа родительского авторитета и установления границ — понимание родителей: именно они знают, что нужно ребенку, и они определяют, как протекает воспитание в семье. Авторитетный родитель отдает себе отчет в том, что именно он решает, каковы будут цели воспитания, и он отвечает за их достижение.

Четко определенная цель

После того, как родители четко осознали свою ответственность за все, что касается целей воспитания, наступает этап, когда они определяют те области воспитания, в которых они хотят что-то менять и как-то воздействовать. На самом деле, когда мы говорим о становлении поведения ребенка, куда ни ткни, попадешь в область воспитания: еда, сон, отношения с другими людьми, учеба, отучение от памперсов и еще множество самых разных областей…

Для иллюстрации давайте посмотрим, как устанавливаются границы в той области, где проблемы возникают очень часто: в укладывании спать.

Проблемы со сном многочисленны и разнообразны: младенцы засыпают только на руках; младенцы просыпаются несколько раз за ночь; младенцы требуют кормления всю ночь; дети постарше засыпают, только если лечь с ними рядом или только в постели родителей, и так далее. Большинство проблем связаны с тем, что родители позволяют ребенку диктовать правила поведения или смиряются с его желаниями и требованиями, утешая себя тем, что «ребенок знает, чего хочет», или решив «следовать его естественным реакциям».

Знающие родители в какой-то момент поймут, что столкнулись с проблемой воспитания. Им придется взять на себя ответственность и установить четко определенную цель: создать для ребенка правильную систему сна. Чтобы достичь четкости в постановке цели, которая необходима для решения проблемы, родитель должен определить для себя подход и задачи — какое время будет установлено для укладывания, как детей будут укладывать, где они будут спать, нужно ли бороться с привычкой есть ночью, покидать кровать и так далее.

Пока родитель не решается взять бразды, пока не осознаёт, что он и только он определяет правила игры, он не сможет добиться изменений и потерпит неудачу, пытаясь справиться с трудностями, которые ребенок непременно ему создаст.

Если же родитель принял бесповоротное решение, он будет, наоборот, чувствовать, что его новый подход верен, что он уверен в правильности своих требований и тех изменений в воспитании, которых он собирается достичь. Так что он сможет справиться с теми проблемами, которые поставит перед ним его ребенок.

Такова первая составляющая процесса установления границ — постановка авторитетными родителями четко сформулированной воспитательной задачи. Это — та основа, на которой затем будут выстроены следующие составляющие, необходимые, чтобы успешно установить границы.