Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Глава Берешит, Магид из Дубно, Еврейская притча
Притча.
Один правитель отправился в дальний путь со своей семьей и со слугами. Когда они останавливались на ночлег, правитель и его семья ели изысканную пищу, а слуги простую, каждые за своим столом отдельно. Когда хозяин постоялого двора проводил расчет, он посчитал сначала съеденное слугами, а потом подал счет правителю за всех вместе.
Смысл этой притчи в том, что человек в этом мире является правителем всех остальных творений, которые были созданы для его нужд, как сказали мудрецы[1], да будет благословенна память о них, обсуждая стих: «Ведь в этом весь человек»[2] — весь мир был создан для этого (мир служит человеку, а человек служит Б-гу «ведь в этом весь человек» — прим.). И еще сказали мудрецы[3]: «Все эти (творения) были созданы, чтобы служить мне (это сказано про мудреца Бен Зома, который сказал, что все ремесленники делают для него, а он делает для Б-га — прим.)». Поэтому человек должен восполнить недостачу в исполнении возложенных на все творения задач. А они благодарят Творца за то, что лишены этой ответственности, в силу своей природы. И это и есть то, что сказано: «Восхваляйте Б-га все Его воинства… восхваляйте Б-га все творения Его.» — все вы вместе обязаны служить и восхвалять Творца, благословенно имя Его. Но я (человек) ответственный за полное выполнение всех обязанностей, возложенных на все творения, и я должен восполнить все, что будет не хватать в служении и восхвалении из-за вашего несовершенства. Поэтому только в конце человек говорит: «Благослови, душа моя, Б-га» — когда он восполнил все, что остались должны остальные творения. И это имеет в виду Мидраш, говоря, что и в восхвалении Творцу, человек упомянут последним. И этим можно объяснить сказанное: «Сзади и спереди создал Ты меня». Сзади — после всех творений. Спереди — первым для наказания. И для прояснения, мудрецы закончили словами: «И в восхвалении он тоже упомянут последним» — они не имели ввиду, что он восхваляет последним, а то, что он должен восполнить недостачу всех остальных. Поэтому царь Давид в Теилим сначала упомянул другие творения: «Восхваляйте Б-га с земли, рыбы и т.д.», а потом уже «цари земли и все народы». Можно разъяснить это еще одним способом.
Притча. Градоначальник продавал алкогольные напитки своего производства всем жителям города. Для этого он открыл несколько кабаков. Каждый владелец кабака был обязан раз в год выплатить ему определенную сумму за проданный в кабаке алкоголь. Приходит к нему один из этих владельцев и говорит: «Предоставьте мне право контролировать всю продажу алкоголя. А я буду выплачивать Вам всю сумму, причитающуюся со всех». Градоначальник согласился, и они подписали договор. В конце года градоначальник провел расчет с этим человеком. Он открыл свой блокнот и стал подводить итоги, — этот кабатчик продал столько-то, а тот столько-то. И в конце, он взыскал с этого человека общую сумму за все, проданное в кабаках.
[1] Брахот 6
[2] Коэлет 12:13
[3] Кидушин 82
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.