Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Беар, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И если будете продавать что-либо ближнему своему, или покупать что-либо у ближнего своего, не обижайте друг друга»[1] («не обижайте» — ло тону. На языке Торы используется слово онаа — «обида», когда речь идет о завышении или занижении стоимости товара, используя незнание одной из сторон или ее стесненные обстоятельства — прим.)
Следует разобраться, для чего здесь нужен повтор «если будете продавать… ближнему… или покупать… у ближнего». Ведь понятно, что не может быть продажи без покупателя, и покупки без продавца. Мне кажется, что здесь Тора указывает на два вида торговли, в которых очень легко обмануть.
Притча.
В торговых отношениях между людьми могут быть две ситуации. Одна ситуация, это когда продавец обязан продать, а покупатель свободен — может покупать или не покупать по собственному желанию. Вторая, это когда покупатель обязан купить, а продавец волен продать или не продать по своему желанию. В этом случае очень легко может произойти онаа — обида. Намного сложнее одному обмануть другого, когда оба обязаны заключить сделку или оба вольны поступить, как пожелают. Даже если один заломит цену, другой не станет у него брать, так как знает, что тому придется ее спустить, ведь он обязан продать. И только в том случае, когда один обязан заключить сделку, а второй — не обязан, а может сделать это только по своему желанию, есть место для онаа. Логично, что в случае, когда только тот, кто продает, обязан продать, то сделка называется продажей. А если только покупатель обязан купить, то сделка называется куплей. Тора приводит в вышеприведенном стихе оба эти случая.
Об этом мы уже приводили слова мудрого царя Шломо: «Умный сын радует отца, а глупый сын — огорчение для его матери»[2]. И это значит, что действия этих двух видов сыновей, будут иметь разный вес у родителей. Когда сын умный, отец радуется этому больше, чем мать. А когда сын глупый, расстраивается от этого больше мать, чем отец. В чем логика этого? Поймем из притчи:
Притча.
Один губернатор построил новый город, и назначил определенный день для ярмарки. Он велел жителям всех подвластных ему городов явиться на эту ярмарку. Конечно, все повезли туда свой товар, чтобы губернатор не наложил на них штраф. Среди торговцев, прибывших на ярмарку, были и приехавшие из городов, не подвластных этому губернатору. Когда ярмарка закончится, можно будет увидеть разницу между теми местными торговцами и этими, которые приехали добровольно. Если ярмарка окажется удачной, то радость местных торговцев, которых заставили прибыть на ярмарку, окажется больше радости приезжих. Ведь окажется, что им не напрасно пришлось нести расходы из-за обязанности туда явиться. А если ярмарка окажется неудачной, то расстраиваться больше будут приезжие. Местные не будут расстраиваться так сильно из-за потраченных времени и денег, так как все равно обязаны были их потратить, чтобы избежать штрафа. А приезжие торговцы будут расстраиваться больше, так как были вольны выбрать, куда ехать торговать, а значит, они сами виноваты, что понесли убытки.
Смысл этой притчи в том, что отец рад умному сыну больше, чем мать, так как лишь отец обязан выполнять заповедь плодиться и размножаться. И если сын умный, то ради этого мать и терпела боли и трудности родов и воспитания ребенка. И потому, когда сын глупый, то мать расстраивается больше, ведь все муки его воспитания были напрасны. А отец был обязан выполнить заповедь в любом случае, а потому расстраивается меньше.
[1] Ваикра 25:14
[2] Мишлей 10:1
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.