Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В апреле этого года в офисе организации Толдот Йешурун прошла встреча преподавателей программы Талмуд он-лайн с руководителями Толдот Йешурун раввином Бенционом Зильбером и директором организации р.Авраамом Коэном, а также с представителями крупнейшего спонсора — фонда Вольфсона р. Менахемом Шульманом и р.Моше Менатом. Короткий очерк о программе и мероприятии предлагаем вашему вниманию:

Раввин Бен Цион ЗИЛЬБЕР: Наша задача поддержать каждого человека, точно понять его и открыто ответить на любые его вопросы.

К участникам бесплатной программы «Талмуд онлайн» Тора приходит прямо домой. Для этого им достаточно иметь компьютер с программой Скайп и желание узнать побольше о еврейской традиции. О том, как стать участником программы и учить Тору, не выходя из дома, рассказывает рав Зеев Гершензон — руководитель этого проекта:

— Все очень просто. Вы заполняете анкету на сайте и отправляете заявку. Мы проверяем, является ли потенциальный ученик евреем по алахе. Потом я подбираю потенциальному ученику подходящего учителя. Удачный подбор преподавателя для каждого участника — одна из моих основных и самых непростых задач. Можно даже сказать, что я выступаю в роли сваха или шадхана. Соединяя пару для изучения Торы, обязательно учитываются индивидуальность ученика и его интеллектуальные потребности, чтобы в процессе совместного изучения еврейской традиции люди стали друзьями и единомышленниками. Это очень важно — теплые отношения делают учебу приятнее и привлекательнее, а это стимулирует желание учиться. Нашу программу курирует рав Бен Цион Зильбер. Он советует поддерживать каждого обратившегося к нам человека и открыто отвечать на любые его вопросы, думать, как именно сформулировать ответ, чтобы он привел нашего ученика к исполнению заповеди, а не наоборот.

Можно сказать, что каждый участник «Талмуд онлайн» — это нота, и все вместе мы создаем прекрасную симфонию, посвященную Торе. Хорошо, когда в хевруте ноты звучат в унисон. Именно ради этого я трачу много времени на индивидуальный подбор пары для занятий Торой. Например, недавно я познакомился с доктором математики из Москвы. Этот интеллектуал делает свои первые шаги в еврейской традиции. Ему нужно найти соответствующего учителя, способного говорить о законах Торы с точки зрения строгой логики, чтобы показать их математически точную выверенность и красоту. Предположительно, для учебы с ним могут подойти только пятеро из наших преподавателей. Я общаюсь с ними, думаю. Этот непростой шидух в процессе.

А какому-то другому человеку подойдет преподаватель совсем другого типа, способный эмоционально и тепло говорить о Торе и заповедях. Именно такой сможет раскрыть для него приятный вкус еврейской традиции и привести к соблюдению законов.

Все преподаватели «Талмуд онлайн» работают по единой программе?

— Нет, каждый учитель работает индивидуально. Сам разрабатывает программу в соответствии с интересами его учеников. Ведь каждому человеку нужно что-то особенное. Есть люди, которые только вчера узнали, что они евреи. У них нет никаких базовых знаний, нужно начинать с нуля. А другие годами ходят в синагогу, являются членами еврейских общин, но не продвигаются по разным личным причинам. С ними нужно работать совсем по-другому.

Зеев,расскажите несколько историй о ваших учениках, пожалуйста.

— Одна из самых интересных историй о нашем пятидесятилетнем ученике, который стал религиозным евреем благодаря нашей программе. Он сделал обрезание, надевает тфилин, соблюдает другие заповеди Торы. Год назад приезжал в Иерусалим, был моим гостем в Песах. До этого мы общались только по Скайпу. В какой-то момент я, просматривая свои контакты в Скайпе, не смог его найти. Оказалось, он поменял аватарку. Теперь с фотографии в Скайпе на меня смотрит религиозный еврей — белая рубашка, черная кипа. Еле-еле узнал его. Вот что значит, человек пережил переломный момент самоидентификации. Выяснилось, что для него есть подходящая еврейская женщина... — настоящий шидух. Мы этим тоже занимаемся. Он пару месяцев общался с ней по телефону и Скайпу, потом приехал на Песах, остался в Израиле сначала на месяц, а потом и насовсем. Планирует жениться в ближайшее время.

Ваша программа соединяет онлайн реальность с настоящей жизнью, Зеев?.

— У меня много историй о том, как благодаря программе «Талмуд онлайн» происходит еврейская самоидентификация, и человек по-настоящему реализует себя внутри еврейской традиции. Мы работаем именно ради этого.

С одним из моих учеников я познакомился в социальной сети ВКонтакте. Ему тогда было 20 лет. Он жил и учился в университете в Дании. Я начал с ним заниматься. Он очень продвинулся — сделал обрезание, начал надевать тфилин, стал соблюдать некоторые законы субботы. Например, просил соседа в университетском общежитии выключать свет и готовить чай в шабат. В какой-то момент стало понятно, что ему нужна учеба на более высоком уровне. Сначала этот парень поехал учиться в подмосковную ешиву «Торат Хаим». А сейчас он живет в Израиле, продолжает изучение еврейской традиции. В синагоге стал бааль койре — читает Тору для всей общины.

А по какой причине еврей, ничего не знавший о Торе, вдруг может заинтересоваться традицией?

— Бывает по-разному. Один из моих учеников рассказал, что начал учиться, потому что ему понравилась дочка раввина в еврейской общине его города. Сначала мы с ним учили Тору по Скайпу. Сейчас он учится в израильской ешиве. Стал по-настоящему соблюдать заповеди. Сегодня я с ним встречаюсь, кстати. Очень хочется узнать, как у него дела с той дочкой раввина.

Действительно, интересно. Ваша программа способна практически помочь человеку? По Скайпу квалифицированный преподаватель может рассказать теорию. А потом еврею нужно что-то сделать в реале. Например, он уже хочет молиться, где взять сидур или тфилин?

— Мы стараемся помогать, насколько возможно. Ищем варианты. Были случаи, когда передавали тфилины, сидуры, участвовали в организации обрезания и кошеровании кухни. В общем, стараемся за руку привести еврея к чему-то настоящему, ценному и правильному. Помогаем до тех пор, пока не поймем, что он прочно стоит на ногах в мире еврейской традиции.

Например, у нас есть один ученик, который живет в Таиланде. Там почти нет еврейской жизни. Мы помогаем ему буквально всем, чем только можно.

Другой участник программы «Талмуд онлайн» живет в небольшом городке на Дальнем востоке. Он уехал туда из Израиля после развода с женой. На Дальнем Востоке с ним произошла удивительная история. Все как в книжке. Этот еврей увлекался йогой, очень продвинулся и дорос до встречи с их верховным гуру. Во время аудиенции главный йог узнал о еврейском происхождении адепта. После этого гуру посоветовал ему оставить занятия йогой и начать изучение Торы. Наш еврейский йог был потрясен. Он нашел наш сайт и стал студентом программы. Очень продвинулся. Даже организовал еврейскую общину в своем дальневосточном городке. Мы и сейчас поддерживаем его и помогаем этой далекой общине, в которой буквально несколько пенсионеров. Интересно, что, живя в Израиле, этот человек вообще не знал о существовании мира Торы, общества религиозных евреев.

Вы с таким удовольствием рассказываете о вашей работе! Кажется, что вы любите каждого вашего ученика.

— У меня, конечно, очень личное отношение к нашим студентам, я знаю всех их и интересуюсь продвижением каждого. Наша работа, безо всяких сомнений, дает результат, и я чувствую огромное счастье от того, что наша программа оправдала себя.

Я начал работать в «Талмуд онлайн» в 2012 году. Тогда это было только мужская программа, в рамках которой приблизительно 20 пар или хеврут изучали Тору по Скайпу. Работало всего 10 преподавателей. Уже в апреле 2013 года число хеврут выросло до 55-ти. Еще через год стало 90. Сейчас в программе учатся 138 хеврут, из них 70 женских. Работает 45 преподавателей. За последний год участники программы занимались Торой 4 111 часов.

Вот, смотрите, ко мне в Скайп прямо сейчас обратился незнакомый человек. Видите? Его зовут Алекс. Подождите секундочку, я напишу ему, что скоро с ним свяжусь.

Много сумасшедших к вам обращается?

— Есть, конечно.

Какие люди, как правило, становятся участниками программы?

— В основном, это евреи, которые живут далеко от центров еврейской жизни, но, не смотря на это, хотят продвигаться в изучении Торы. Среди наших учеников есть и желающие учить Талмуд. Мы также помогаем им найти подходящего авреха-преподавателя.

Женскими занятиями по программе «Талмуд онлайн» руководит Амина Сухобок. Квалифицированных преподавательниц для женщин подбирает Хава Романов под руководством рава Бен Циона Зильбера и его сестры рабанит Хавы Куперман.

— Мы получаем очень много обращений, — рассказывает Амина Сухобок. — Приблизительно пять заявок с анкетами в день. Но не все подходят, так как принимаются только еврейки по алахе. Мы проверяем это. Женщины сами выбирают темы еврейской традиции для изучения. Учат не только недельные главы Торы и законы, но еврейскую этику и мировоззрение. Часто оказывается психологическая поддержка. Женщинам это необходимо. Обычно я организовываю первую встречу, а дальше преподавательница занимается со студенткой самостоятельно. Я стараюсь контролировать ход учебы на первых порах, проверять, подходит ли учительница, все ли устраивает женщину в занятиях.

Женскую программу «Талмуд онлайн» курирует рабанит Хава Куперман. По ее мнению, этот проект очень важен для тех женщин, кто по разным причинам не может найти никакой информации о еврейской традиции.

— Наши преподаватели дают людям возможность узнать о Торе и заповедях, прикоснуться к этому огромному духовному миру, — говорит рабанит Хава Куперман. — Я советую в первую очередь объяснять ученицам разницу между уровнями в еврейской традиции, говорить о том, что существуют заповеди Торы — деорайта, есть постановления мудрецов — мирабонан, а также много обычаев, причем в каждой общине они разные. Человеку важно понимание приоритетов. А строить занятия лучше, следуя классическому порядку Хумаша — по недельным главам. Так делал мой папа рав Ицхак Зильбер. Это классический подход.

Женская программа «Талмуд онлайн» работает с июня 2014 года. Сейчас занимается около 70 женщин. Каждая учится примерно по часу в неделю.

Программа «Талмуд онлайн» рассчитана не на полностью религиозных, а на начинающих евреев. Ее реклама на сайте: /limud/talmud/.


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше