Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Логика

Логика — это искусство или наука, занимающаяся способами доказательств и рассуждений. Цель логики — прийти к истине и избежать ошибок в рассуждении. Некоторые законы Устной Торы выведены мудрецами на основе логики. Рамбам, Рамхаль и Мальбим писали книги на тему логики. Рамхаль представляет логику как руководство по поиску истины, скрытой от глаз. Систематическое и правильное изучение Гмары выпрямляет разум.

Оглавление

Определения логики [↑]

Существует множество определений логики. Логику называют и наукой о правильном мышлении, и наукой о способах доказательств и рассуждений, и даже не наукой, а искусством или способностью к рассуждению. На логике строится не только любая наука, но и повседневная жизнь.

В действительности, все люди постоянно производят логические действия в уме, но почему-то часто приходят к разным логическим выводам. По поводу любого события или факта можно вступить в бесконечный спор, подкрепляя его с двух сторон логическими доказательствами, для каждой из сторон кажущимися очевидными, и не прийти к согласию. А все потому, что часто логика оказывается у каждого своя.

Логика имеет прямое отношение к интеллектуальной деятельности, направленной на познание мира — как материальной, так и духовной его составляющей. И для того, чтобы познать истину, логика использует особые формы, методы и законы. От того, насколько эти методы и законы верны, и насколько умело мы их применяем, зависит то, насколько близки или далеки мы оказываемся от истины.

Логика и Устная Тора [↑]

Логика и культивирование простого логического понимания составляют важную часть Устной Традиции, записанной из-за разрушения Храма, страшных преследований и уничтожения евреев и опасения, что она вообще забудется.

Например, первое и самое известное из 13 герменевтических правил раби Ишмаэля, полученных нами по устной традиции с горы Синай, называется «каль вахомер». В соответствии с этим принципом толкования, закон, сформулированный в Торе по поводу определенного случая, может быть распространен на другой случай, если тот дает еще большие основания для применения этого закона. Пример такого логического построения умозаключения можно прочитать в Барайте раби Ишмаэля.

В некоторых случаях мудрецы выводили закон на основе логики, хотя проблема, которую решал этот закон, не рассматривались конкретно в Торе. Например, закон о том, что нельзя убить невинного человека даже ради спасения своей жизни, опирается на логику талмудического изречения: «Кто сказал тебе, что твоя кровь краснее его крови?»

В Талмуде говорится, что закон, запрещающий переносить в шабат предмет из общественного владения в частное, выводится из текста Торы. Перенос предмета в противоположном направлении, из частного владения в общественное, запрещен на основе логического положения, что между ношением предмета в одном направлении и в другом не должно быть никакой разницы.

Еще пример: закон разрешает использовать плоды, принадлежавшие умершему знатоку Торы, не отделяя от них десятину, поскольку можно с большой долей уверенности предположить, что от этих плодов десятина уже отделена. Мудрецы считали логичным, что «ученый человек не допустит, чтобы другие получили что-то несовершенное из его рук».

Закон, требующий произносить благословение перед едой, опирается на логический принцип: прежде чем взять себе что-либо в этом мире, надо вначале поблагодарить Б-га, ибо Он — Источник всех благ.

Логика и еврейские мудрецы [↑]

Первый еврейский труд на тему логики принадлежит перу Рамбама и называется «Милот а-Игайон» («Слова логики»). Рамбам написал его в XII столетии на арабском языке, а Шмуэль бен-Йеуда ибн-Тиббон перевел его на иврит. Книга содержит 14 глав, в которых изъяснены целых 175 терминов логики! Эти еврейские термины, введенные переводчиком, были впоследствии приняты всеми остальными авторами по логике. Книга многократно комментировалась, переводилась на латынь, на немецкий, на русский и на другие языки.

Очень много о логике написал Рамхаль, посвятив этому предмету часть своего труда «Дерех Твунот», а также написав отдельную книгу под названием «Книга логики».

Из более близких к нам по времени мудрецов занимался темой логики Мальбим, написав книгу «Йесодей хохмат а-игайон» (в русском переводе название звучит как «Элементарная логика»), где он объяснял своим современникам, жившим в эпоху Просвещения, как работает мозг, какова роль логики в изучении чего-либо, описывал смысл понятий логики и историю появления терминов, а также показывал работу логики в выведении некоторых законов Устной Торы.

Логика как руководство [↑]

О необходимости логики очень просто и понятно написал Рамхаль в предисловии к книге «Дерех Твунот». Рамхаль пишет о том, что жажда познания истины — это природное свойство вложенной в нас разумной души, и человек все время ищет истину во всём, что он видит, а ложь — отвергает.

Подчас истина скрыта от глаза. Если бы истина была везде открыта, то для приобретения мудрости человеку было бы достаточно только смотреть и слушать, но это не так.

Истинный смысл сущностей не очевиден и не ясен, поэтому человеку легко ошибиться, ведь сила его разума не так велика. А если так, то должны найтись руководство и метод для разума, позволяющие ему держаться прямого пути, не сбиваясь. При наличии такого руководства и таких методов, даже если человек по неосторожности собьётся, он сумеет вовремя распознать свою ошибку и будет знать, как вернуться на правильный путь.

И вот с этой целью Рамхаль систематизировал все логические методы и законы, применяющиеся в Устной Торе, и сравнил свой труд с трудом царя Шломо, который «приладил ручки к Торе» (Эрувин 21а), когда написал «Мишлей». Рамхаль приделал такие же «ручки» (а именно — краткие, но как следует упорядоченные правила), которыми пользовались мудрецы Талмуда и при помощи которых каждый может обрести знание, понимание и осмысление.

В предисловии к «Книге Логики» Рамхаль пишет, что мудрецы уже потрудились сформулировать порядок осмысления и объяснить его законы, рассматривая, что происходит с разумом при верном постижении, а что — при ошибке, что происходит при восприятии верного образа, а что — при восприятии образа ложного. Это необходимо ради того, чтобы знать, чего остерегаться при осмыслении, как не ошибиться и как помочь себе в постижении истины. Вот это знание Рамхаль и определяет как искусство логики.

Логика Талмуда [↑]

Значит ли это, что любой человек, прочитав «Книгу логики», постигнет это искусство и будет впредь применять его в учебе и в жизни, не сбиваясь с пути? Нет, без изучения самого Талмуда логике научиться невозможно.

Приведем для примера несколько логических терминов и понятий. Исследовательская дискуссия называется маса у-матан, мнение — деа, доводы — таанот. При помощи них мудрецы Талмуда подтверждают истинность предмета дискуссии или опровергают его.

Утверждаемое или отвергаемое явление называется «свойством», а тема, по отношению к которой имеет место утверждение или отвержение — «предметом» [обсуждения]. По «свойствам» различаются одиннадцать видов высказываний, поскольку разные свойства сообщаются разным предметам по-разному, и этим отличаются разные виды.

С точки зрения сочетания и отношения высказываний они делятся на шесть видов: «подобные», «альтернативные», «противоположные», «зеркальные», «перевёрнутые» и «удалённые». Кушийот (затруднения) делятся на три вида: пирха (несоответствие), румия (столкновение), тиювта (противоречие).

Доказательство истинности высказывания может быть трёх видов: естественное доказательство, доказательство согласием, доказательство уподоблением. Между предметами рассмотрения в сугийот, законах или просто логических рассуждениях может быть 24 вида различий.

Как разобраться в море этих логических терминов? Чтобы получить хотя бы отдаленное представление о том, из каких элементарных логических структур состоит Талмуд, можно почитать историю об опоздавшем ученике, которая показывает разговор учителя и ученика как беседу мудрецов.

Как выпрямляется разум [↑]

Рамхаль пишет в «Книге логики», что основная работа разума, стремящегося к познанию вещей — это проведение различий так, чтобы распо­знать каждую вещь как таковую и отделить её от всего постороннего. Однако, поскольку во всех явлениях есть стороны, что делают их похожими друг на друга, а есть и те, что делают их различными, разум не может за­вершить работу, не овладев двумя видами операций: уподобления и различия.

В каждой из этих операций возможна ошибка: мо­жет показаться подобным то, что таковым не являет­ся, либо различным покажется то, что не отличается. Поэтому для овладения этими операциями необходимо изучать их, практиковаться в их применении и чётко знать их законы.

Умение «выпрямить» свой разум приобретается в результате систематического и правильного изучения Гмары. Гмара — это лучшее средство развития, закалки, оттачивания ума, а главное, его очищения. А когда разум крепок и чист, вокруг человека открывается ясный мир и он обретает способность понять и сложные места в Галахе, и книги по еврейской этике и мировоззрению, которые, хотя и кажутся такими понятными, — в действительности доступны только людям, обладающим необходимым уровнем логики и чистотой ума. В ином случае прочтут не то, что там написано, и поймут только то, что захотят понять.

И не только Письменная Тора становится доступной для изучения тем, кто учит Талмуд. Ясный взгляд разума позволяет и проанализировать запутанную ситуацию, и разобраться в самых сложных жизненных проблемах. Разложить их на составляющие, установить правильный порядок, степень приоритетов и прийти к правильным выводам.

Здесь мы подошли к ответу на вопрос: почему практически все евреи по поводу острых жизненных проблем советуются с раввинами? Именно потому, что еврейские мудрецы, раввины, многолетним изучением Талмуда оттачивающие свой разум и живущие по прямым дорогам Торы, являются носителями Истинного Знания, и с помощью культивированного логического мышления способны решить любой вопрос.

Выводить материалы