Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Есть три основных вида истины. Первый — это истина рассудка, интеллекта. Она является следствием логических рассуждений.

А Г-сподь Б-г есть Истина (Иеремия, 10:10)

Истина есть знак самого Г-спода (Талмуд, Шабат 55а)

Истина… Люди мыслящие всегда ищут ее; люди искренние надеются жить в соответствии с нею. Это цель и смысл жизни мыслителей и философов всех времен. Но для евреев истина — вопрос не просто рассудочного любопытства или образа жизни. Это центральный вопрос для нашей религии, основная характеристика Б-га. В самом деле, нам заповедано во все времена искать истину и избегать лжи:

«Удаляйся от неправды» (Исход, 23:7)

Но что такое истина? У разных людей об этом самые противоположные представления. Какое же именно соответствует критериям этой заповеди? Какую истину должны мы искать? И возможно ли, в этом мире заблуждений и искажений, отделить истину от вымысла? Признаем ли мы истину, даже если нам посчастливится ее увидеть?

Есть три основных вида истины. Первый — это истина рассудка, интеллекта. Она является следствием логических рассуждений. Эту истину ищет ученый в своей лаборатории; математик открывает ее в своих расчетах; ее испытывает на все лады философ в горниле своего разума. Эта истина не абстрактна. Она позволяет нам строить мосты и небоскребы, конструировать самолеты и космические корабли. Это истина логики и здравого смысла, отличающая цивилизованного человека от суеверного дикаря.

Однако человек живет не одною логикой. Жизнь, подчиненная исключительно рассудку, была бы нестерпимо скучной, даже бессмысленной. Человек полон чувств и эмоций, он живет своими ощущениями. Так мы подходим ко второму типу истины — истине эстетической.

Когда мы находим, что эта симфония — великое произведение искусства, а та картина — прекрасна, мы говорим правду, хотя ни один ученый не в состоянии доказать это в своей лаборатории. Логика не объясняет, почему созерцание красивого заката возвышает душу; разум не может проанализировать побуждение, заставляющее нас назвать розу чудесной. Тем не менее прекрасное обладает собственной истиной, которой жаждут художники и поэты, истиной, которая всем нам знакома, хотя мы и неспособны ее определить.

Но даже истина прекрасного не может наполнить жизнь смыслом. Что прекрасного может быть в жизни, обреченной на смерть и разложение? И поэтому человек жаждет третьей истины — Б-жественной. Эту истину открывает нам Б-г. Наш разум не в состоянии обнаружить ее; нашим чувствам не дано ее ощутить. Это истина, заключенная в Библии и объясненная пророками. Мы познаем эту истину, когда испытываем чувство близости к Б-гу, творя молитву или соблюдая Его заповеди. Подобно тому, как мы тренируем свой разум логикой и раскрываем сердце навстречу прекрасному, мы должны освободить свою душу, чтобы она могла узнать Б-жественную истину, которая говорит нам, что мы — человеческие существа, а не просто животные, способные мыслить, и не механизмы, способные чувствовать. Именно Б-жественную истину ищут и признают все человеческие культуры.

Анализ типов истины помогает нам выяснить, а чего же, собственно, мы ищем. Но можем ли мы быть уверены в том, что нашли то, чего искали? Как мы можем это знать? Большинство людей убеждены, что мыслят логично, и что логика их безошибочна. Они думают, что сумеют узнать истину, когда увидят ее. Они уверены, что их разум способен дать верный ответ, получив чувственную информацию, подобно тому, как выдает ответ компьютер, обработав полученные данные. В конце концов, увидеть — значит убедиться.

А значит ли?.. Оптические иллюзии стали настолько привычным явлением, что больше не удивляют нас. Иллюзии же логические привычны в еще большей степени. Ложные выводы, несообразности, софистика — наш разум сыт всем этим по горло. Истина же состоит в том, что нормальный человек весьма алогичен.

Насколько наши мысли управляются рассудком, и до какой степени они подвержены влиянию нашего окружения? Один психолог, по фамилии Аш, описывает эксперимент, призванный дать ответ на этот вопрос.

Опыт Аша проводился в большом студенческом городке. В комнату приводили семь человек и говорили им, что будет проведено испытание на глазомер, на их способность определять размеры. На самом деле испытанию подвергался лишь один из семи, и притом вовсе не на глазомер. Остальные шестеро были ассистентами, нанятыми доктором Ашем с целью запутать испытуемого. Последний, разумеется, этого не знал.

Итак, в комнате сидело семь человек. На стене висела таблица с двумя параллельными линиями. Одна из них была длиною в десять дюймов, другая — в двенадцать. Линии были проведены довольно близко друг от друга, и было совершенно очевидно, что двенадцатидюймовая линия длиннее.

Каждому из присутствующих был задан вопрос, какая из линий длиннее. Первыми отвечали ассистенты экспериментатора. Каждый из них уверенно отвечал, что десятидюймовая линия длиннее. Опыт показал, что, когда очередь доходила до испытуемого, то в 60% случаев он также признавал, что десятидюймовая линия длиннее двенадцатидюймовой.

Что же происходило с остальными 40%, то есть, независимыми в своем мнении подопытными, которые продолжали настаивать, что двенадцать дюймов — это больше, чем десять? Шестеро ассистентов поднимали их на смех, всячески издеваясь над их «очевидной» ошибкой. Чем упорнее человек стоял на своем, тем сокрушительнее становился град насмешек. В результате еще 30% испытуемых не выдерживали такого давления и признавали, что десяти дюймовая линия длиннее двенадцатидюймовой.

Опыту были подвергнуты как студенты, так и преподаватели. Эксперимент наглядно показал, что под достаточным общественным давлением девять человек из десяти можно убедить в том, что десяти дюймовая линия длиннее двенадцатидюймовой. Под конец они даже с пылом отстаивали именно такое мнение.

Позже, когда испытуемых опрашивали, они приводили в свое оправдание самые разнообразные причины: одного подвел угол зрения, у другого в тот день болели глаза. Им было ужасно неловко сознавать, что их одурачили, однако одурачить их действительно удалось. Вдумайтесь как следует! Только один человек из десяти оказывался способен отстаивать свою убежденность в том, что двенадцать дюймов длиннее, чем десять.

У нас есть преимущество стороннего наблюдателя. Мы знакомы как с описанием эксперимента, так и с его результатами, и можем со всей ответственностью заявить, что уж нас-то бы никогда в жизни так не одурачили. Но так ли это? К несчастью, большинство из нас принадлежит к тем 90% людей, которые поддаются давлению. Иначе они не составили бы 90%. Мы склонны думать так же, как думают наши соседи, и верить в то, во что верят наши друзья. Весьма немногие из нас способны придерживаться точки зрения, непопулярной среди наших друзей или отстаивать свои взгляды вопреки сильному общественному давлению. Очень немногие из нас способны противостоять толпе.

Наши поиски истины часто затуманены и даже искажены групповым давлением. Это особенно верно в отношении поисков истины Б-жественной. Посещение храмов в наши дни может быть весьма в моде, но того же нельзя сказать о глубоких религиозных убеждениях, и глубоко верующий человек может подвергнуться сильному давлению со стороны своего окружения.

Очень часто мы готовы поступиться основными принципами нашей религии, и не потому, что они недостаточно логичны, а потому, что они недостаточно популярны. Если мы хотим быть верными своей религии, мы должны думать сами за себя. Но часто ли нам это удается?

«Если повторять ложь достаточно часто, люди в нее поверят.» Адольф Гитлер (да сгинет имя его!) доказал справедливость своего любимого высказывания, превратив страну цивилизованного, трезво мыслящего, умеющего ценить прекрасное народа в гигантский сумасшедший дом с самыми кровожадными обитателями, каких только знала история.

Повторяйте ложь достаточно часто, и люди в нее поверят. Девяносто процентов всех людей поддаются общественному давлению. Только один из десяти способен мыслить самостоятельно. Вы ли этот один?

Как мы узнаем правду, если увидим ее? Логика подводит, эстетические вкусы со временем меняются, а наши глубочайшие убеждения тушуются перед ревом толпы. Поиск истины, любой истины, но особенно истины Б-жественной, требует сил, требует мужества, требует такой упрямой несгибаемости, на какую мы только способны. Но более всего поиск истины нуждается в помощи, в Б-жественной поддержке. И посему поиск этот начинается с мольбы о помощи: «Очисти сердца наши, дабы мы служили Тебе воистину» (Молитвенник). Только с такой помощью можем мы надеяться на успех.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.