Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Не понимаю, как учат Талмуд?

Темы: Йешива, Талмуд, Изучение Торы, Ашер Кушнир

Отложить Отложено

Я начал учебу в йешиве. Ощущение, что я плыву по океану в неясном направлении, точнее, без направления, и берега не видно… Мне даже дали авреха в помощь, но я его не совсем понимаю. Должен ли я учиться как он? У меня нет ясной цели в учебе. Так это и должно быть?

Отвечает рав Ашер Кушнир

То, что Вы описываете, ощущает практически любой, начинающий учиться в йешиве, и здорово, если он, как Вы, поинтересуется, в какую сторону плыть. Попробуем дать расширенный ответ.

Изучение Торы для баалей-тшува состоит из двух периодов:

  • Учиться, чтобы научиться самостоятельно учиться.
  • Учеба согласно своей индивидуальности.

Цель — научиться самостоятельно учиться

Чтобы выйти самому в море на судне и достичь желаемой цели, необходимо вначале освоить управление кораблем, познакомиться с искусством мореплавания и т.д. Представ перед океаном Талмуда, первое, чему надо обучиться, это тому, как в нем «плавать», то есть, усвоить методику учебы. Или, другими словами, перед Вами ясная и конкретная цель — научиться самостоятельно понимать Гмару. Для этого необходимо пройти несколько трудных этапов.

  1. Первый барьер — языковой. Вначале надо будет изучить алфавит, потом переводить слова и запоминать их, затем попытаться понять, что написано. Это может показаться непосильным трудом, но, продолжая упорную учебу, Вы обнаружите, что есть конечное количество слов, которые нужно понимать. А если Вы знаете иврит, то надо будет последовательно осилить около 200 основных слов на арамейском языке.
  2. На втором этапе Вы сталкиваетесь с не меньшей трудностью. Талмуд записан без знаков препинания. Надо научиться по смыслу понять, где точка, где запятая, где вопрос, а где утверждение. Это может показаться непреодолимым препятствием, но, постепенно привыкая к типичным построениям, громко и нараспев подчеркивая интонацию и акценты предложения, можно со временем самому начать понимать, где расставлять знаки препинания. При этом крайне важно уделить время изучению и пониманию идиом — ключевых слов. Усвоив их, гораздо легче понять разбивку текста.
  3. На третьем этапе надо освоить терминологию и основы талмудической логики: кушия и теруц, хава амина и маскана, хидуш и рвута и т.д. Вот простой пример, демонстрирующий суть некоторых элементарных структур.

     

    К примеру, учитель задает ученику вопрос: «Ты почему опоздал?», ученик дает ответ — «Автобус задержался!». Учитель тут же озадачивает кушией: «Что за автобус? Ты живешь тут напротив!». Ученик отбивается теруцем: «Верно, живу рядом, но вчера я ночевал у бабушки». Заодно приводит сияту — подтверждение из других авторитетных источников: «Не верите? Позвоните бабушке!».

    Внимательно проанализировав пример, начнем понимать, что кушия — это не вопрос и она появляется не на пустом месте, ей должна предшествовать скрытая посылка, которая порождает противоречие. За кушией следует теруц — он должен однозначно снять кушию, оставляя в качестве истины первоначальное предположение.

    Казалось бы, в этом случае мы вернулись к исходной точке рассуждений, но, на самом деле, эти рассуждения уже позволяют по-другому взглянуть на сам вопрос, и становится более понятным скрытое предположение, которое привело к появлению всего обсуждения — хава амина: учитель недоволен опозданием ученика и хочет его то ли предупредить, то ли вообще не допустить на занятие. Таким путем можно прийти к выводу — маскана: да, опоздавших наказывают, но если есть уважительная причина — оправдывают.

    Подобная конструкция — это один из примеров элементарных логических структур Талмуда. В Талмуде они собираются в сложные цепочки, составляя законченный логический блок. Такая цепочка рассуждений называется шакла вэ-тария. При этом в процессе разбора необходимо постоянно следить за тем, на каком уровне рассуждений Вы находитесь — кушия, теруц, сията или маскана и т.д., и кому из мудрецов эти утверждения принадлежат.

    На следующем этапе надо будет усвоить, что такое хидуш (новшество), — то есть, правило, согласно которому мудрецы никогда не утверждают очевидное, тривиальное, а только нечто новое в понимании обсуждаемого предмета.

    Затем нужно обратить внимание на то, как разрешаются противоречия между мудрецами. Все выглядит очень запутанно, но постепенно Вы начнете разбираться в кажущейся противоречивости споров мудрецов и перед Вами раскроется более глубокое понимание Талмуда, которое скрыто от поверхностного взгляда.

    Как пишет РАМХАЛь (Маамар аль агадот хазаль), мудрецы намеренно пользовались языком однозначным и не проясняли условий сказанного. Но, на самом деле, их утверждения истинны только в определенных границах, в конкретных условиях места и времени. А кто захочет понять сказанное так, как оно написано, т.д. буквально, — запутается и не поймет сути. По этой причине многие утверждения мудрецов выглядят противоречащими друг другу. Но! С пониманием границ и условий истинности утверждений мудрецов Талмуда — раскрывается истинное и непротиворечивое понимание сказанного ими.

  4. На следующем этапе необходимо войти в мир комментария РАШИ. Затем Вы научитесь делать диюким — логические дополнения — и в тексте Гмары, и в РАШИ. И это раскроет Вам дополнительный пласт понимания.
  5. Освоив этот уровень, уже можно будет окунуться в море Тосафот. Вначале будет ощущение, что все надо начать сначала, ничего не понятно — какой-то набор слов. Но со временем, «раскусив» до конца несколько из тосафот, Вы поймете, что если напрячь все силы, то можно понять и их. А отсюда открыта дорога к Ришоним, а со временем и к Ахроним — комментариям мудрецов более позднего поколения.
  6. Завершающий этап: обобщающий взгляд на пройденную тему, многократное повторение шаклавэ-тария, запоминание выводов и, на более позднем этапе, — понимание, как выводится из этого галаха — закон.

Итак, научиться учиться — это программа-минимум, которую надо осуществить в йешиве. Сколько это займет? Все зависит от Ваших способностей и мотивации, а также уровня преподавания. В лучшем случае это год напряженной учебы с утра до вечера, но реально достижение уровня самостоятельной учебы может занять от 2 до 3 лет.

Осторожно — ошибки!

После всего сказанного необходимо предупредить о типичных ошибках в начале процесса обучения.

  • Не пытаются выучить (зазубрить наизусть!) слова и термины Талмуда. А надо.
  • Не пытаются глубоко и основательно переварить основные понятия изучаемой темы. А это необходимо.
  • В процессе учебы пытаются высказать свое мнение вместо того, чтобы понять, что имели в виду мудрецы Талмуда. То есть, нет ничего плохого в собственном мнении, и даже, наоборот, это необходимо. Вопрос в том, на каком этапе. Проблема состоит в том, что тенденция высказывать свое понимание начинает проявляться прежде, чем усвоены основы талмудической логики и достигнуто элементарное понимание рассматриваемой темы.
  • Пытаются учиться сами, а не с хеврутой.
  • Не приходят на урок рава, объясняя это тем, что не понимают его и это для них потеря времени. И т.д.

Итак, на первом этапе надо научиться учиться. Ваша цель ясна — быть способным открыть страницу Гмары и самому понять около 60-80% текста без чьей-либо помощи. С этого момента Вы сможете самостоятельно учиться и перед Вами раскрыты ворота всей Торы!

Учеба согласно своей индивидуальности

И только после этого перед Вами встанет типичная дилемма, которая встает перед каждым учащимся евреем. В какую часть Торы окунуться? Чему себя посвятить?

Ответ на этот вопрос будет зависеть от Вашей личности. Следует учесть Вашу индивидуальность и, согласно корню Вашей души, обратиться к той форме учебы, которая наиболее приемлема для Вас — то ли изучение Гмары с выходом на Галаху, то ли еще более углубленное и охватывающее изучение всего Талмуда, то ли, продолжая изучение Гмары, Вы захотите уделить внимание еврейскому мировоззрению и этике, и т.д.

Итак, маяк светит и можно выйти в плавание…

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше