Из цикла «Дерех Твунот», темы: РАМХАЛЬ, Талмуд, Изучение Торы, Логика, Рав Лейб Александр Саврасов, Дерех Твунот
До сих пор мы говорили об образах, создаваемых в нашем разуме прочитанными или услышанными высказываниями. Однако, ещё заложено в нашей природе выстраивать из того, что слышится, то, что не слышится, поскольку оно, очевидно следует из того, что слышится. Например, когда Тора говорит (Ваикра 11 : 2): «Это животные, которых вы будете есть», сначала мы поймём это высказывание просто, согласно значению слов его составляющих эти виды (животных), упомянутые там в Торе, разрешено нам есть. Однако, невозможно не понять из этого и то, что остальные виды, кроме перечисленных, не разрешены нам. И так же, когда сказано (Шмуэль II, 23 : 1): «Это последние слова Давида», поймём из этого «следовательно, были и первые » (Моэд катан 16б), поскольку не бывает «последних» без «первых». Всё, что мы понимаем из высказывания, хотя это и не сказано прямо, называется диюк (уточнение), теперь объясним законы, в соответствии с которыми это делается.
Слова всякого высказывания должны сохранять подходящие им значение и границы. Пояснение: не должно некоему свойству предназначаться единственному предмету, если оно может относиться ко многим. Так же, свойство не может сообщаться многим предметам, если оно относится только к одному из них. И таким же образом предмету не может сообщаться единственное свойство, если ему следуют несколько таковых, и не сообщаются предмету несколько свойств, если только одно из них следует ему.
В соответствии с этим, когда мы встречаем некое высказывание, наш разум рассматривает все его детали и границы, и в соответствии с увиденным воспринимает заложенный в них образ, а всё, что окажется за пределами этого образа, будет отвергнуто. Например, мы учим (Шабат 106а): «Раби Йегуда говорит: Закрывший птицу в шкафу, а оленя в доме виновен 36 (подлежит наказанию)37 ». Уточняют из сказанного (Бейца 24а): «Именно если (закрыл) в доме, он виновен , а если в загоне нет»38. Основание для этого уточнения в том, что раби Йегуда связал хиюв с ограниченным предметом «оленя в дом», и следует из его слов, ко всему, что не входит в этот ограниченный предмет, данное свойство (то есть ответственность за исполнение работы) не будет иметь отношения. Пояснение: тот, кто закроет оленя не в доме, несмотря на то, что он пойман, не будет виновен . Ведь если бы раби Йегуда хотел сказать, что хиюв будет за любую ловлю, то он не ограничивал бы его никакими рамками, то есть не говорил бы «в доме».
Однако необходимо знать, что бывают уточнения двух видов обязательные и необязательные. Необязательные связаны с порядком слов и их соотношением, и, несмотря на то, что, на первый взгляд, уточнение следует из высказывания, возможна (внешняя) причина такого строения и уточнение будет отвергнуто. Например, когда учили (Брахот 53а): «Если большинство евреев благословляет», и уточнили: «Следовательно, если ровно половина не благословляет», но затем сказали: «На самом деле, что даже если ровно половина, тоже благословляет, и только изза того, что в начале (данной мишны) учили (то есть сформулировали): большинство кутим , учат и в конце (мишны): большинство евреев (а не половина евреев , что было бы точнее), как видишь, уточнение отвергнуто заявлением, что тана не имел ввиду исключить из названного закона “ровно половину”, а просто следовал стилю начала мишны. А обязательное уточнение связано с сутью высказывания и не может быть отвергнуто, поскольку на самом деле неотрывно от него. Например, поскольку нам известно высказывание (Хагига 15б): “Тот, кто был чист ещё от матери получит”, отсюда очевидно следует, что тот, кто не получит не был чист ещё от матери39.»
В целом, обязательные уточнения таковы: Из любого общего утверждающего высказывания следует два уточнения. Например: «Тот, кто был чист ещё от матери получит», уточним отсюда, что «тот, кто не получит не был чист ещё от матери», и называется это «полная замена на обратное». И так же уточним отсюда, что «если некто получил, он был чист ещё от матери», это называется «частичная замена». А из всякого общего, отрицающего высказывания следует только одно уточнение. Например (Берешит Раба 51 : 3): «Зло не спускается сверху» «Сверху не спускается зло»40, это называется «общая замена». Из всякого частичного утверждающего высказывания следуют три уточнения. Например (Псахим 50б): «Бывает расторопный, который получает за это награду», следует из этого: «Бывает расторопный, который не получает награду», это называется «обратное», следует отсюда: «Бывает такой, что не получает награду, но он расторопен», это называется «частичная обратная замена», и следует отсюда: «Один из удостоившихся награды расторопен», это называется «частичная замена». И так же из каждого частичного отрицательного высказывания следует три этих уточнения. Например: «Есть кодшим 41, которые невозможно выкупить», следует отсюда: «Есть кодашим которые возможно выкупить», «Есть такие, которых возможно выкупить, и они кодшим », «Есть такие, которых не возможно выкупить, и они кодшим ».
37 То есть он совершил запрещённую в Шабат работу (в данном случае это цида — охота) и обязан нести за это ответственность (смотри предыдущее примечание).
38 Если в Шабат в дом к человеку забежал олень, а он закрыл за ним дверь, то тем самым он нарушил запрет ловли животных, однако, если олень забежал не в дом, а в загон для скота, то закрывший за ним ничего не нарушил: хотя олень и потерял свою свободу, он не пойман окончательно, так как не находится у человека «в руках», за ним ещё придётся побегать внутри загона. Так же птица, считается окончательно пойманной только в шкафу, а в доме она относительно свободна.
39 Полностью этот отрывок Геморы звучит так: «Спросил Нимус аГорди у раби Меира: всякий пучок шерсти, который попадёт в котёл (с краской) получит (цвет)?», и объясняет Раши, что это иносказание, смысл же вопроса таков: «Каждому ли из тех, кто приходит учиться у мудрецов, Тора поможет защититься от греха?» Ответил ему раби Меир: «Тот, кто был чист ещё от матери — получит» — то есть, если человек боялся греха ещё до того, как начал учится мудрости, она спасёт от греха.
40 В первом высказывании предмет рассмотрения — зло, о котором сообщается, что оно не спускается сверху, во втором высказывании, предмет рассмотрения небеса, о которых сообщается, что оттуда не спускается зло. Таким образом, два этих высказывании разные по сути хотя и вытекают одно из другого.
41 Дословно — «святые», так называются посвящённые в жертву, то есть предназначенные для жертвоприношения животные.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?