Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказано о Торе (книга Дварим 30:12): “Не на небе она”. Т.е. Тора отнюдь не в руках у тех евреях, которые полагают, будто они уже на небе»Раби Менахем Мендель из Коцка
Тема

Маарив

Молитва Маарив (или Арвит) — ежедневная вечерняя молитва («эрев» — на иврите «вечер»), одна из трех обязательных еврейских молитв, наряду с утренней Шахарит и послеполуденной Минхой. Молитва Маарив была установлена праотцом Яаковом, служение которого соответствовало качеству Тиферет (великолепие, совершенство).

Оглавление

Три молитвы [↑]

Три ежедневные молитвы — Шахарит, Минха и Маарив — были установлены нашими праотцами Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Авраам ввел в практику утреннюю молитву Шахарит, Ицхак — послеполуденную Минху, а Яаков — вечернюю Маарив. Каждая из этих молитв отражает особое качество, которое внес в мир каждый из праотцев.

Тексты, обязательные в молитве для всех, были сформулированы гораздо позже. Основные молитвы, такие, как Шмонэ эсре и благословения Криат Шма (до и после чтения «Шма Исраэль»), были сформулированы мужами Великого Собрания, руководившими духовной жизнью еврейского народа после возвращения из вавилонского изгнания. После разрушения Второго Храма молитва приобрела дополнительное значение — она стала заменой корбанот (жертвоприношений). Основной корпус молитвы, такой, какой мы знаем ее сегодня, утвердился в период между эпохой Эзры и последних пророков и эпохой мудрецов Талмуда.

Три обязательные ежедневные молитвы объемлют в своей сути качества Управления, которые раскрывает Творец в мире, и все оттенки отношения человека при обращении его к Творцу.

Народ Израиля во всех своих изгнаниях и страданиях умеет в момент беды опереться на силу молитвы. И каждый отдельный еврей, в зависимости от его качеств и корня его души, может найти свой личный путь в молитве и создать связь, близость и приобщение с Творцом.

Праотец Яаков и вечерняя молитва [↑]

Яаков, который сочетал качества Авраама и Ицхака в совершенстве, являлся совершенным человеком. Раби Ицхак Гутнер, автор книги «Пахад Ицхак», пишет, что качеством Авраама стала любовь, и через это качество он старался раскрыть подобие Создателю; качеством Ицхака — страх перед Б-гом, «однако с Яаковом дело обстоит по-другому: у него вообще не было установленного качества. Уподобление Создателю и есть качество Яакова. На уровне Яакова, и любовь, и страх — лишь способы уподобления Создателю. На уровне Авраама и Ицхака, любовь и страх — изначальны, а уподобление Создателю — их порождение. На уровне Яакова, уподобление изначально, а любовь и страх — его порождение (Суккот, статья 22)».

Яакову свойственно совершенство соединения души и тела, единство между высшими и низшими мирами, символизируемое «лестницей, стоящей на земле, а вершиной достигающей небес». Совершенство Яакова включает в себя совершенство его молитвы.

Ночь — это время, когда качество Суда соединяется с качеством Хесед, следовательно, это время качества Рахамим. Это время — совершенство суток и основа их существования. «До полуночи земля получает и складывает в себя то, что получила в течение дня. И это — молитва Яакова, основа существования» (Виленский Гаон).

Маараль, в Нетив а-Авода, объясняет: «Молитва Арвит совершается ночью, ибо ночь указывает на то, что мир находится в руке Творца. И подобно тому, что человек отдает свою душу Вс-вышнему ночью, так весь мир находится ночью в руке Вс-вышнего….»

В том, что Яаков в преклонном возрасте установил именно вечернюю молитву, содержится еще такой намек: несмотря на то, что человек усердно служил Вс-вышнему в юности и в зрелые годы, на склоне лет, с приближением старости, он тоже обязан делать для служения все, что может.

Вечерняя молитва и жертвоприношение [↑]

Три ежедневные молитвы соответствуют не только трем праотцам, но и ежедневным жертвоприношениям в Храме. Говорят мудрецы в трактате Брахот (), что человек должен следить за тем, чтобы не пропустить время, и не получилось бы, что он молится не вовремя — так же как следили за точным временем жертвоприношений коэны в Храме. И хотя награда есть и за такую молитву, очень важная часть служения оказывается утеряна.

Говорится в Талмуде: «Раби Йеошуа бен Леви говорит: Молитвы установлены в соответствии с ежедневными жертвоприношениями (Брахот 26б). А почему сказали, что у вечерней молитвы нет определенного времени? Поскольку несгоревшие части дневных жертв догорают в течение всей ночи» (там же).

Молитва Маарив, соответствующая ночному воскурению жира и частей жертв, символически указывает на то, что это служение является завершением двух ежедневных жертвоприношений и приведением их к совершенству. В данное служение включены все части жертвенного животного, и они все приходят к своему исправлению, так что не остается части, которая не была бы исправлена принесением на жертвенник. «Потому-то части, оставшиеся от дневного жертвоприношения, сжигаются ночью, поскольку всё возвращается к Вс-вышнему, ибо Он — Один и нет никого, кроме Него. И этим оканчивается служение и приношение» (Маараль).

Раби Хаим Виталь в своем труде Врата святости, предупреждая о вещах, которых следует остерегаться до крайней степени, о вечерней молитве пишет так: «А ещё более внимательно относись к молитве Арвит. Когда тьма покрывает землю и все бесы пробуждаются, чтобы вцепиться в тело и душу человека, когда она поднимается держать ответ пред Создателем…»

Законы молитвы Маарив [↑]

В Талмуде вечерняя служба называется Арвит. Название Маарив прижилось в последние несколько веков, и происходит оно от слов первого благословения — «Благословен Ты, Господь, склоняющий дни к вечерам» — hа-маарив аравим.

Маарив молятся после выхода маленьких звезд (крупные видны и до этого), и, хотя можно молиться до зари, мудрецы предписали читать Криат Шма до полуночи (до шести «ночных» часов). Если же человек задержался и не прочитал до полуночи, то он может читать Шма всю ночь и тем самым выполнит заповедь Криат Шма.

Нельзя приступать к трапезе или идти спать за полчаса до наступления времени Криат Шма вечерней молитвы (т.е. за полчаса до появления звезд) из опасения забыть помолиться или заснуть до утра. Но разрешается есть фрукты или хлеб в количестве меньшем, чем «ке-бейца».

Женщины не обязаны читать Маарив, но те, которые читают эту молитву, произносят Шма, Исраэль, благословения после Шма, Исраэль и Шмонэ эсрэ (Мишна Брура 70, 2). Те женщины, которые не имеют достаточно времени (или не хотят) читать Маарив полностью, читают от Эмет Веэмуна до конца Ашкивейну, а затем Шмоне Эсре.

Если человек не помолился Маарив вечером и ночью (по ошибке или из-за того, что не имел такой возможности), он читает дополнительную молитву после Шахарит на следующее утро. Но если он не прочёл молитву намеренно, то восполнить её уже не может.

Структура молитвы Маарив [↑]

В начале вечерней молитвы в будни читают «Он, милосердный», где просят об искуплении грехов, согласно сказанному в Мидраш «Танхума», что во время существования Храма никто в Иерусалиме не оставался на ночь с неискупленным грехом, так как утреннее жертвоприношение тамид искупало грехи, совершенные ночью, а послеполуденное — грехи прошедшего дня.

При молитве в миньяне и в будни, и в субботу кантор произносит: Благословите Господа благословенного, и молящиеся отвечают: Благословен Господь благословенный во веки веков.

Далее произносят два благословения, предшествующие чтению «Шма Исраэль», а потом сама молитва «Шма», чтение которой вечером является заповедью Торы. После нее следуют два благословения. При молитве в миньяне перед центральной молитвой Шмоне эсре читают полукадиш.

Затем читают молитву Шмоне эсре. В вечерней молитве ее не повторяют вслух. При молитве в миньяне после нее говорят полный Кадиш.

В заключение вечерней молитвы говорят Алейну лешабеэх. При молитве в миньяне после нее говорят Кадиш ятом. Текст молитвы Маарив см. на сайте.

Выводить материалы