Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Уже с полночи сквозь мрак пробиваются лучи света утренней Милости. Ночь смешивает качество Суда с Милостью.

Дополнительный анализ качества ночи — времени молитвы Аравит

«Но в полночь от Всевышнего во все миры излучается воздействие свечения и благоволения, и силы нечистоты лишаются власти; их порождения изгоняются из обитаемых мест, и начинает пробуждаться сияние дня, пока не засветит день и не будет привлечено соответствующее воздействие, которым обновится все Бытие». (Рамхаль, Путь Творца 4:6).

Время смешения Суда с Благоволением

В отличие от Минхи, которая проводится в час сурового Суда, во время вечерней молитвы мы можем различить некоторое пробуждение высшей Милости. Уже с полночи сквозь мрак пробиваются лучи света утренней Милости. Ночь смешивает качество Суда с Милостью. В этот период времени человек переживает минуты тишины, когда он воспринимает и переосмысливает все, что случилось с ним на протяжении дня. Он проводит самоанализ, размышляя о милостях утра и страхах ночи, и по этой причине его мысли направлены на завтрашний день, когда, как он надеется, все его надежды и чаяния будут озарены новым светом. Не таково время Минхи, когда человек занят и беспокоен; это время падения с высоты сияния Милости утра в темноту ночи, сопровождающейся бурей страха отчаяния и глубиной беды скорби. В тот час тяжело человеку утешиться надеждой и ободрить себя уверенностью в завтрашнем дне. «…А после этого, ночью, во время полной тьмы, когда человек видит, что и после второй молитвы он еще не удостоился полного спасения, а наоборот, становится все темнее, ведь все время когда молитва не получила ответа — становится все темнее и темнее, тогда приходит качество нашего праотца Яакова — истина и вера. Человек укрепляется в вере в Творца, который несомненно избавит, и все к добру — вот истинная правда. Это соединение двух качеств, Авраама и Ицхака, а именно: трепет в настоящем и уверенность и радость в будущем» (Цидкат аЦадик 222).

Качество ночи: «Твою веру — по ночам»

Качество веры в завтрашний рассвет Милости: слова махар (завтра) и рахамим (милосердие) состоят из и тех же букв. То же самое относится и к корням высших атрибутов: сущность качества Милосердия — это ожидание завтрашнего дня, в отличие от качества суда, суть которого — охват данного момента: каков человек есть здесь и сейчас, безотносительно к тому, что, возможно, завтра он раскается и искупит свою вину. Суд требует немедленного наказания. Качество Милосердия дает отсрочку и ожидает раскаяния грешника (Месилат йешарим гл.4).

Атрибут ночи — это качество «истины и веры», как объясняется в Гемаре. «В благословении эмет веэмуна (истина и вера) после Шма говорится и о будущем, о том, что мы верим и ждем исполнения Его обещания избавить нас от рук царей и тиранов, определить жизнь нашей душе и дать нам попрать ногами возвышенности врагов. Все это чудеса, совершающиеся постоянно» (Раши, Брахот 12).

Это та вера, которая сопровождает каждого индивидуума в его личной ночи, и народ Израиля в его уходе в изгнание. Уверенность в том, что свет пробьется через мглу ночи. «Уповающему на Всевышнего следует ожидать во время беды, что тьма станет причиной света. Как написано (Миха 7:8): “Не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упала я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь — свет для меня”. И сказали Мудрецы: если бы я не упала, — не встала бы, если бы не сидела во мраке, — не было бы мне света» (Рабейну Йона, Шаарей тшува).

В данном качестве содержатся плоды двух качеств, властвующих утром и после полудня во время молитв Шахарит и Минха. Оно смешивает их в истинное совершенство, и его порождение — основа вечности народа Израиля. «Ибо сыновей покинутой больше, чем сыновей замужней» (Йешая 54:1) — «Больше праведников он (Иерусалим) поставил мне при его разрушении, чем при его строительстве» (Шир аШирим раба). Народ Израиля учится открывать своего Творца за всякой завесой и за каждым Управлением, которое Тот применяет к нему. Плоды этого учения — это уверенность в вечной преданности Израиля Творцу, в каком бы положении он ни находился.

Аспекты, находящие свое выражение в вечерней молитве

В начале молитвы Аравит мы произносим веУ рахум (Он, милосердный, искупит грех…), чтобы пробудить качество Милосердия. В этом стихе 13 слов, соответствующих Тринадцати качествам милосердия. Далее мы упоминаем вечную любовь Творца к Его народу Израилю. Даже когда он в изгнании, «с ним Я в беде». «Любовью вечной возлюбил Ты нас», —произносим мы в вечерней молитве, тогда как в утренней говорим о «великой любви»: ведь тогда явно проявляется Его милость, а ночью она скрыта. Но слово «скрытая» (העלם) однокоренное со словом (לעולם) — вечная… «Ибо “великой любовью” (благословение перед утренним Шма) — это благословение величия любви, а “вечной любовью” (благословение перед вечерним Шма) — благословение вечности этой любви» (Маараль).

В продолжение молитвы мы выражаем свою веру в грядущее освобождение — от Эмет веЭмуна до благословения Гааль Исраэль. Мы вспоминаем выход из Египта ночью, и просьба об охранении и провидении над нами во мраке изгнания заканчивается благословением, выражающим уверенность Израиля в вечности его существования по воле Творца: «Хранящий Свой народ Израиля вечно». И сразу же после упоминания избавления мы встаем на молитву Шмоне Эсре.

«Вечером человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же, как я был во тьме, и ты вывел меня на свет, так выведи меня из тьмы на свет (Йерушалми Брахот, гл. Тфилат аШахар 1).»

*

В словах Виленского Гаона мы также находим параллель между временем молитв и изменениями, происходящими каждый день, и все наши объяснения выше содержатся в простом значении его слов. «До полдня свет усиливается, а от полдня и далее ослабевает свет, и с уменьшением света начинается Суд. Ведь свет — это Милость (Хесед). Всякое распространение относится к Хеседу, а всякое уменьшение — к Гвуре. Существуют четыре момента времени, которые соответствуют четырем уровням и четырем опорам Колесницы. В эти периоды времени праотцы установили три молитвы. А после полуночи — время Давида, “в половину ночи встану”, лира Давида и т.д. Первая половина дня относится к Аврааму, качеству Хеседа; молитва Шахарит установлена Авраамом. Прямой свет, когда солнце распространяется в мире и наделяет каждого тем, что ему положено. А с полудня и далее день возвращается к своей обители. И это — Отраженный свет, который, тем не менее, тоже светит миру. И это — качество Ицхака, молитва Минха. А до полуночи земля принимает в себя и хранит в себе то, что приняла днем. И это — молитва Яакова, основа существования» (Виленский Гаон, Шлах 156. Приводится в молитвеннике Гаона, в толковании на Барух шеАмар).

*

«Час молитвы для благочестивого — как семя времени и его плод» (Кузари).

Ощущение времени и переживание происходящих с ним изменений отчетливо и резко у служителя Всевышнего. Он ощущает духовные корни этих явлений — раскрытие Лика Всевышнего или его сокрытие. Эти периоды времени для него — почва для посева зерен веры и упования. Глубокое понимание молитвенного служения, чаяние и страстное желание близости Творца во всякой ситуации и на всяком расстоянии, где бы человек ни находился. Благодарность за милость Всевышнего и выражение признательности за нее. Надежда, вера и упование на волю Всевышнего о вечности существования Израиля. И таким образом молящийся вкушает плоды молитвенного служения, удостаиваясь исправить все те поломки, связанные со временем, и удостоиться из этого «служения временной жизни», молитвы, увидеть горизонты жизни вечной.

Подытожим некоторые моменты. С Б-жьей помощью, мы стали лучше понимать выражение «молитва —жизнь во времени». Содержание связи молитвенного служения с течением времени. Параллель между тремя молитвами и частями суток, прохождением солнца по небосводу. Мы указали на внутренние корни этих природных изменений: три атрибута Управления, которыми Творец управляет миром: Хесед, Дин, Рахамим (Милость, Суд, Милосердие).

Объяснение этих трех качеств и их связь с тремя молитвами, установленными праотцами, будет обсуждаться в следующем размышлении: «Молитвы установлены праотцами».