Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дети больше всего учатся на примере родителей. Что они увидят, то вы и получите!»Рав Ноах Орловек
Во тьме человек ощущает себя изолированным и оторванным, не имеющим отношения с окружающими и связи с ними. В этот час сокрытия Лица человек теряет чувство близости с Творцом.

Ночное время и вечерняя молитва

Духовный корень ночи — это сокрытие Лица, время, когда вся вселенная возвращается к себе и уходит в себя. Сон — пассивность, в нем привкус смерти. Чувство поражения и страх охватывают человека. Ощущение уверенности пропадает. Темнота создает ситуацию зависимости и потребности в помощи. Во тьме человек ощущает себя изолированным и оторванным, не имеющим отношения с окружающими и связи с ними. В этот час сокрытия Лица человек теряет чувство близости с Творцом. «Сокроешь Свое лицо — смятение охватит их». И как в тот день, когда человек возвращает душу Творцу, в день смерти, о котором сказано: «…ибо Тебе преклонится всякое колено», так и ночью, когда человек ложится в постель, он покорно вручает свою душу Творцу: «В руку Твою вручаю я дух свой» (Псалмы 31).

«Ибо ночь указывает на то, что мир — в руках Всевышнего. Ибо, как человек ночью вручает свою душу и дух Всевышнему … так весь мир в руке Всевышнего ночью» (Маараль, Нетив аАвода 3).

Отсюда и отнесение ночи к тьме изгнания, а дня — к свету избавления. «Страж, что было ночью? Страж, сколько еще (осталось) ночи?» — «Страж Израиля, что будет из этой ночи и тьмы?!» (Раши, Йешаяу 21:11). Это страшный вопль Израиля во тьме изгнания, вопль, обращенный к скрывающемуся Творцу. «Сказал страж: Утро настало, но и ночь… Если хотите просить, то просите; приходите снова». «Сказал Страж (Всевышний): “Пришел день (Желаю Я озарить вас избавлением…) и также ночь (тьма предуготовлена злодеям). Если вы попросите” (ускорить конец времен).» (Бава кама 3б по Раши).

Размышления о вечерней молитве

Та же идея выражена и в вечерней молитве, в которой, в отличие от утренней, нет песни о милостях Творца. В этой молитве добавляется просьба «дай нам возлечь с миром», в которой человек перечисляет все свои страхи и просит Творца спасти его от них и и поднять его назавтра живым. Мудрецы определяют сущность благословения после вечернего Шма как «Твоя вера по ночам». «В благословении эмет веэмуна после Шма человек говорит и о будущем, о том, что мы верим и ждем исполнения Его обещания избавить нас от рук царей и тиранов, определить жизнь нашей душе и дать нам попрать ногами возвышенности врагов — все это чудеса, совершающиеся постоянно» (Раши, Брахот).

Вокруг двух этих полукругов и движется жизнь человека и жизнь всего творения. До того дня, о котором сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца станет семикратным, как свет Семи дней (Творения)» (Йешая 30). Это день, когда свет будет существовать один, без сопутствующей тьмы (Псахим 68а). Это свет, выражающий сияние Лика Всеблагого и Творящего добро.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.