Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Во тьме человек ощущает себя изолированным и оторванным, не имеющим отношения с окружающими и связи с ними. В этот час сокрытия Лица человек теряет чувство близости с Творцом.

Ночное время и вечерняя молитва

Духовный корень ночи — это сокрытие Лица, время, когда вся вселенная возвращается к себе и уходит в себя. Сон — пассивность, в нем привкус смерти. Чувство поражения и страх охватывают человека. Ощущение уверенности пропадает. Темнота создает ситуацию зависимости и потребности в помощи. Во тьме человек ощущает себя изолированным и оторванным, не имеющим отношения с окружающими и связи с ними. В этот час сокрытия Лица человек теряет чувство близости с Творцом. «Сокроешь Свое лицо — смятение охватит их». И как в тот день, когда человек возвращает душу Творцу, в день смерти, о котором сказано: «…ибо Тебе преклонится всякое колено», так и ночью, когда человек ложится в постель, он покорно вручает свою душу Творцу: «В руку Твою вручаю я дух свой» (Псалмы 31).

«Ибо ночь указывает на то, что мир — в руках Всевышнего. Ибо, как человек ночью вручает свою душу и дух Всевышнему … так весь мир в руке Всевышнего ночью» (Маараль, Нетив аАвода 3).

Отсюда и отнесение ночи к тьме изгнания, а дня — к свету избавления. «Страж, что было ночью? Страж, сколько еще (осталось) ночи?» — «Страж Израиля, что будет из этой ночи и тьмы?!» (Раши, Йешаяу 21:11). Это страшный вопль Израиля во тьме изгнания, вопль, обращенный к скрывающемуся Творцу. «Сказал страж: Утро настало, но и ночь… Если хотите просить, то просите; приходите снова». «Сказал Страж (Всевышний): “Пришел день (Желаю Я озарить вас избавлением…) и также ночь (тьма предуготовлена злодеям). Если вы попросите” (ускорить конец времен).» (Бава кама 3б по Раши).

Размышления о вечерней молитве

Та же идея выражена и в вечерней молитве, в которой, в отличие от утренней, нет песни о милостях Творца. В этой молитве добавляется просьба «дай нам возлечь с миром», в которой человек перечисляет все свои страхи и просит Творца спасти его от них и и поднять его назавтра живым. Мудрецы определяют сущность благословения после вечернего Шма как «Твоя вера по ночам». «В благословении эмет веэмуна после Шма человек говорит и о будущем, о том, что мы верим и ждем исполнения Его обещания избавить нас от рук царей и тиранов, определить жизнь нашей душе и дать нам попрать ногами возвышенности врагов — все это чудеса, совершающиеся постоянно» (Раши, Брахот).

Вокруг двух этих полукругов и движется жизнь человека и жизнь всего творения. До того дня, о котором сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца станет семикратным, как свет Семи дней (Творения)» (Йешая 30). Это день, когда свет будет существовать один, без сопутствующей тьмы (Псахим 68а). Это свет, выражающий сияние Лика Всеблагого и Творящего добро.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?