Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков боролся с атрибутом Ночи — «И боролся муж с ним до восхода»

Ицхак подобен послеполуденной молитве

Жизнь Ицхака описывается как спуск и падение по сравнению с положением Авраама. Проклятие «пришельцем будет твое потомство в чужой стране» начинает осуществляться с его рождением. Те самые «ужас, великая тьма», которые увидел Авраам в ночном видении, начинают высвобождаться, когда в мир пришел Ицхак. Он живет в Земле Израиля как пришелец, а не как царь. Скитается преследуемый завистниками-филистимлянами, изгнавшими его из их земли, страдает от своего сына Эсава и его жен. Требует у Всевышнего страданий, и они начинаются с него: «И притупились его глаза, и перестали видеть». В конце жизни он заключен и заперт в своем доме из-за слепоты, так что считается мертвым еще при жизни. Он не способен даже принять участие в похоронах жены.

Легко понять, что связанное с Ицхаком управление — , качество Суда — есть стержень истории его жизни. Он требует страданий и отключается от благ этого мира. Как мы объясним далее, суть качества богобоязненности — в замыкании человека в своих границах и прерывание всякой связи, которая не является необходимой со стороны Закона. Такова жизнь Ицхака: наполненная страданиями, оторванная от места и от окружающих людей.

Ицхак установил молитву Минха. Минха — молитва бедняка, молитва часа сурового Суда.

Яаков подобен вечерней молитве

История жизни праотца Яакова полна страданий, но в конце ее — покой и совершенство. А главное — вера и упование на вечность Израиля. Яаков — он и есть Израиль: все его дети были праведниками.

Сначала: беда Эсава, беда Лавана, беда Дины, беда Йосефа. С самого рождения Яаков ведет борьбу с Эсавом. «Ссорятся из-за наследия обоих миров». Яаков, чье качество истина, вынужден бороться, пользуясь обманными путями. Обманом получить благословения, тайно покинуть дом отца, скрытно противостоять мошенничеству Лавана, льстить Эсаву…

Но в середине пути происходит изменение, которое находит выражение в изменении его имени: Яаков становится Исраэлем. Яаков борется с ангелом Эсава и побеждает его. Это изменение дает ему власть и в материальном мире тоже, так что благословения он получил по праву.

Яаков боролся с атрибутом Ночи — «И боролся муж с ним до восхода». «У него есть власть только ночью, а власть Яакова — днем, и потому сказал [ангел]: Отпусти меня, [ибо взошла заря], ибо я в твоей власти» (Зоар 170). Яаков удостоился того, что солнце взошло для него. Здесь, в этой точке, свет Хеседа пронзил ночь Яакова.

С тех пор, всякий раз, когда он испытывал «духовное падение», он назывался Яаковом, а когда он «во власти» — назывался Исраэлем. Но «Исраэль (Израиль) — основное имя, а Яаков — дополнительное» (Брахот 13).

Когда ему стало известно, что его сын Йосеф жив, «И сказал Исраэль: Довольно! Еще сын мой Йосеф жив». «Довольно еще — довольно мне еще радости и веселья» (Раши). Теперь он уверен, что не увидит Геинома (ада), и с тех пор его дни наполнены покоем и совершенством. «Не ушел наш праотец Яаков из мира, пока не увидел шестьсот тысяч своих потомков». «И поселился Израиль в земле Гошен . И закрепились на ней, и размножились и увеличились чрезвычайно». «Сказал раби Йоси: Закрепились на ней навечно, ведь именно они достойны этой земли! Они не испытывали страданий и питались яствами мира, и потому “и размножились и увеличились чрезвычайно” (Зоар)».

«Жизнь в этом мире подобна жизни праведников в Грядущем мире» (Тана девей Элияу раба 6).

Яаков — это Израиль, и история его частной жизни — это знак для его потомков во всех поколениях, в изгнаниях, через которые они пройдут. Вечность его существования — это вечность существования народа Израиля. «Праотец Яаков не умер: как его потомство живо, так и он жив» (Таанит 5б).

Яаков установил молитву Аравит, молитву ночи, в которой Израиль проходит через мглу изгнания и удостаивается света Избавления.

Корень управления Всевышнего по отношению к праотцам

Легко понять, что это управление связано с качествами, к которым прилепились праотцы, чтобы стать для них «колесницей». Каким они видели Творца, — таким Он и открылся им.

«Авраам познал Всевышнего посредством качества Величия, качества Хеседа — десницы царя…» (Зоар Хадаш).

«Ицхак познал Его со стороны Гвуры (Суда, Закона)».

«А Яаков в равной степени придерживался их обоих: качества Милости (Хеседа) и качества Страха (Суда), и поистине вел себя соответственно им обоим» (Шаарей Ора). «Истину Ты дашь Яакову» (Миха 7).