Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков боролся с атрибутом Ночи — «И боролся муж с ним до восхода»

Ицхак подобен послеполуденной молитве

Жизнь Ицхака описывается как спуск и падение по сравнению с положением Авраама. Проклятие «пришельцем будет твое потомство в чужой стране» начинает осуществляться с его рождением. Те самые «ужас, великая тьма», которые увидел Авраам в ночном видении, начинают высвобождаться, когда в мир пришел Ицхак. Он живет в Земле Израиля как пришелец, а не как царь. Скитается преследуемый завистниками-филистимлянами, изгнавшими его из их земли, страдает от своего сына Эсава и его жен. Требует у Всевышнего страданий, и они начинаются с него: «И притупились его глаза, и перестали видеть». В конце жизни он заключен и заперт в своем доме из-за слепоты, так что считается мертвым еще при жизни. Он не способен даже принять участие в похоронах жены.

Легко понять, что связанное с Ицхаком управление — , качество Суда — есть стержень истории его жизни. Он требует страданий и отключается от благ этого мира. Как мы объясним далее, суть качества богобоязненности — в замыкании человека в своих границах и прерывание всякой связи, которая не является необходимой со стороны Закона. Такова жизнь Ицхака: наполненная страданиями, оторванная от места и от окружающих людей.

Ицхак установил молитву Минха. Минха — молитва бедняка, молитва часа сурового Суда.

Яаков подобен вечерней молитве

История жизни праотца Яакова полна страданий, но в конце ее — покой и совершенство. А главное — вера и упование на вечность Израиля. Яаков — он и есть Израиль: все его дети были праведниками.

Сначала: беда Эсава, беда Лавана, беда Дины, беда Йосефа. С самого рождения Яаков ведет борьбу с Эсавом. «Ссорятся из-за наследия обоих миров». Яаков, чье качество истина, вынужден бороться, пользуясь обманными путями. Обманом получить благословения, тайно покинуть дом отца, скрытно противостоять мошенничеству Лавана, льстить Эсаву…

Но в середине пути происходит изменение, которое находит выражение в изменении его имени: Яаков становится Исраэлем. Яаков борется с ангелом Эсава и побеждает его. Это изменение дает ему власть и в материальном мире тоже, так что благословения он получил по праву.

Яаков боролся с атрибутом Ночи — «И боролся муж с ним до восхода». «У него есть власть только ночью, а власть Яакова — днем, и потому сказал [ангел]: Отпусти меня, [ибо взошла заря], ибо я в твоей власти» (Зоар 170). Яаков удостоился того, что солнце взошло для него. Здесь, в этой точке, свет Хеседа пронзил ночь Яакова.

С тех пор, всякий раз, когда он испытывал «духовное падение», он назывался Яаковом, а когда он «во власти» — назывался Исраэлем. Но «Исраэль (Израиль) — основное имя, а Яаков — дополнительное» (Брахот 13).

Когда ему стало известно, что его сын Йосеф жив, «И сказал Исраэль: Довольно! Еще сын мой Йосеф жив». «Довольно еще — довольно мне еще радости и веселья» (Раши). Теперь он уверен, что не увидит Геинома (ада), и с тех пор его дни наполнены покоем и совершенством. «Не ушел наш праотец Яаков из мира, пока не увидел шестьсот тысяч своих потомков». «И поселился Израиль в земле Гошен . И закрепились на ней, и размножились и увеличились чрезвычайно». «Сказал раби Йоси: Закрепились на ней навечно, ведь именно они достойны этой земли! Они не испытывали страданий и питались яствами мира, и потому “и размножились и увеличились чрезвычайно” (Зоар)».

«Жизнь в этом мире подобна жизни праведников в Грядущем мире» (Тана девей Элияу раба 6).

Яаков — это Израиль, и история его частной жизни — это знак для его потомков во всех поколениях, в изгнаниях, через которые они пройдут. Вечность его существования — это вечность существования народа Израиля. «Праотец Яаков не умер: как его потомство живо, так и он жив» (Таанит 5б).

Яаков установил молитву Аравит, молитву ночи, в которой Израиль проходит через мглу изгнания и удостаивается света Избавления.

Корень управления Всевышнего по отношению к праотцам

Легко понять, что это управление связано с качествами, к которым прилепились праотцы, чтобы стать для них «колесницей». Каким они видели Творца, — таким Он и открылся им.

«Авраам познал Всевышнего посредством качества Величия, качества Хеседа — десницы царя…» (Зоар Хадаш).

«Ицхак познал Его со стороны Гвуры (Суда, Закона)».

«А Яаков в равной степени придерживался их обоих: качества Милости (Хеседа) и качества Страха (Суда), и поистине вел себя соответственно им обоим» (Шаарей Ора). «Истину Ты дашь Яакову» (Миха 7).


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

История еврейского народа 67. Политическое и экономическое положение евреев Германии после III крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Крестовые походы коренным образом изменили политическое и экономическое положение евреев Германии.