Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тому, кто причинил тебе много зла, не следует мстить, не следует припоминать ему этого — таков закон сынов Израиля, чистых сердцем»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10
Тема

Чрезмерная строгость

Обычно собственное поведение и методы воздействия на детей воспринимаются родителями как совершенно нормальные и необходимые. Чрезмерная строгость, как правило, не ощущается ими как чрезмерная. Родители, воспитывая своих детей в чрезмерной строгости, не подозревают или отказываются понимать последствия своего поведения на детей, его отрицательного влияния на психическое здоровье детей и на их будущее.

Оглавление

Ложные пути воспитания [↑]

Существуют три типа воспитательных методов, которыми пользуются родители, чаще всего — интуитивно или подсознательно.

Настоящие методы воспитания учат ребенка человечности, учат выстраивать приоритеты в соответствии с внутренним компасом, учат оставаться верным себе и своим принципам. В первую очередь, это достигается тем, что родители ценят доверие ребенка к себе и никогда не позволят себе поступиться этим доверием или устыдиться его.

Настоящие методы воспитания учат ребенка ценить свою личность и личность других людей именно тем, что ценят личность ребенка и поощряют его делать правильный для него, разумный — в различных ситуациях — выбор на протяжение всех лет его взросления. Родители учат ребенка уметь искать выход из противоречивых ситуаций, уметь находить разумный компромисс, уметь ладить с собой и с другими людьми. Это достигается не лекциями, не нотациями, вовсе не словами. Это достигается, в первую очередь, личным примером и поддержкой родителей в противоречивых ситуациях.

Мнимые методы воспитания — это методы воспитания, при которых личности ребенка не приносится ни большой пользы, ни большого урона. Как правило, эти методы не затрагивают эмоционального состояния ребенка, но служат лишь его развитию. Эти методы, безусловно, обогащают навыки ребенка в какой-то области, повышают его образование и кругозор, но, в основном, не несут какого-то либо влияния на его личность.

Обычно родители и даже часть педагогов склонны отождествлять развитие ребенка, развитие интеллекта и развитие его личности. В большинстве случаев это не так. Развитие интеллекта ребенка, его талантов и способностей — это еще не залог его умения преодолевать трудности психологического характера и не залог развития его коммуникативных навыков. Развитие способностей и интеллекта ребенка — важная часть воспитания, но не единственная, как часто предполагают, и невозможно ограничиться только этим и считать, что родители этим полностью выполнили свою родительскую миссию

Отрицательные методы воспитания. Хотя родители, придерживающиеся этих методов воспитания, могут искренне считать, что они приносят пользу ребенку, на самом деле их действия вредны. Сюда относятся регулярные телесные наказания, постоянный крик, угрозы, насилие, насмешки, издевательства, моральное подавление в какой бы то ни было форме. Чаще всего такое поведение вызвано недостатками характера самих родителей, последствиями их собственного воспитания, приобретенным отрицательным опытом жизни или отклонениями психического свойства. В любом случае, ребенку наносится зачастую непоправимый вред, закладывается отрицательный опыт взаимоотношений не только в семье, но и с другими людьми тоже.

Причина чрезмерной строгости, связанная с уязвленной самооценкой [↑]

Одна из возможных и одна из самых распространенных причин чрезмерной строгости кроется в уязвленной самооценке и неумении справляться с этим и самому восстановить утраченный внутренний баланс. Жизнь любого взрослого, любого родителя сопряжена с неизбежными трудностями. Часть этих трудностей носит объективный характер: например, сложности с адаптацией в стране эмиграции, сложности с языком и трудоустройством; сложности финансового характера, стрессы на работе; тесные неудобные жилищные условия.

Стресс, связанный с работой, может иметь психологический характер, а может быть связан со сложными физическими условиями (низкая или высокая температура, шум и т.п.). Часть стрессов субъективна: например, ощущение неполноценности, зря потраченного времени, недостаточной самореализации, зависть к другим, более успешным.

Если итогом переживаний станет уязвлённая самооценка, а взрослый не умеет справляться с этим, то прямым последствием этого чувства станут его домашние, и в первую очередь — дети. Ведь их слабость, беззащитность, покорность, страх служат базой для мнимого восстановления самооценки грубым образом. Но поскольку источник внешний, а не внутренний, то, как всякий внешний источник, он нуждается в постоянной подпитке. Поэтому для восстановления своей самооценки взрослый начинает постоянно унижать детей или супругу/а.

Причина чрезмерной строгости, связанная с неблагополучным детством [↑]

Немало людей поколения современных родителей воспитано поколением, ощутившим на себе, что такое чрезмерная строгость. Поколение дедушек и бабушек современных детей считало, и по сей день считает, что телесное наказание — правомерный и необходимый метод воспитания. Когда-то это, действительно, было нормой, но сегодня и психологи, и раввины считают, что это недопустимо.

Однако родителям, воспитанным не только в условиях физических наказаний, но и в условиях чрезмерной, иногда жестокой, строгости, тяжело принять более гуманные методы воспитания. Другие методы просто кажутся им несерьезными и представляются потаканием детям и их слабостям. В глубине души они считают, что современные методы воспитания растят детей «слабаками».

Некоторые родители, воспитанные в чрезмерной строгости, помнят себя детьми и помнят, насколько тяжело им было, насколько жестоко они страдали, помнят, как обещали себе отомстить родителям, когда вырастут. Повзрослев, они приходят к выводу, что нужно отказаться от чрезмерной строгости, граничащей с насилием, дают себе обещание стать другими родителями: более гуманными и понимающими.

Но, оказываясь под давлением различного рода стрессов, они, будучи сами родителями, не умеют справляться с ними, и виноватыми оказываются их собственные дети, которым приходиться платить за тяжелый жизненный опыт своих родителей.

Некоторые родители, воспитанные в чрезмерной строгости, отказываются признавать это не только вслух, но и внутри себя. Признать это для них слишком болезненно: тяжело вспоминать себя слабым и беззащитным перед разгневанным, готовым ударить взрослым. Тяжело признаваться себе, что родители совершали ошибку по отношению к нему, тяжело даже внутренне обвинить их в том, что они нанесли ему душевные раны. Оправдывать их и их методы воспитания — гораздо легче. Таким подходом родители снимают с себя всякую ответственность за ошибки своего воспитания и за их последствия для своих детей.

Чрезмерная строгость как выход негативных чувств [↑]

Гнев [↑]

Чрезмерная строгость не может быть результатом положительного настроя. Как правило, она является выражением гнева и крайней раздражительности. Причина гнева может быть самой разной и начинается с внешнего раздражителя. Дальше сознание затапливают негативные, часто грубые, мысли. Это ведет к образованию шквала эмоций: гнева, озлобления, острой досады, вины. Следующая стадия — это выплеск эмоций на объект раздражения — на ребенка. Таким образом, мера воздействия на ребенка не определяется его потребностями, условиями его проступка или факторами его поведения. Она определяется исключительно степенью и остротой негативных эмоций родителей.

Зависть [↑]

Зависть — это одна из сильнейших родительских эмоций, ведущих к негативному поведению по отношению к детям. Объектом зависти может послужить другой ребенок, который кажется успешнее, чем собственный: более умный, послушный, успешный в учебе или спорте, более красивый и т.д. Объектом зависти может быть и совершенно внешний фактор, не связанный с детьми напрямую, но именно собственный ребенок вынужден будет расплачиваться за то, что взрослый выместит на нем свою досаду по поводу того, что не достиг желаемых ему высот.

Жажда власти [↑]

Любой нормальный взрослый осознает и ощущает потребность выразить Если у родителя амбиции превышают способности выражения или он остро недоволен результатом своих усилий и не умеет скорректировать их для полноценной реализации, то результатом будет невостребованная накопленная жажда власти.

Конечно, у разных людей жажда власти выражается по-разному и зависит от многих факторов: воспитания, культуры, темперамента, жизненного опыта и т.д. Нереализованная жажда власти иногда приобретает почти патологический характер, когда человеку во что бы то ни стало нужно утвердить именно свое мнение, ему необходимо контролировать все, что происходит у него в доме. Особенно резко это проявляется у людей, которые ощущают себя почти или полностью бесправными в обществе. Такая бесправность в сочетании с дурными качествами характера и привычкой бесконтрольно выражать свои негативные эмоции превращает жизнь близкий людей в ад.

Амбиции [↑]

Немалая часть родителей живет с ощущением, что их мечты так и не воплотились в реальность. Кто же обязан ради них воплотить все эти мечты? — конечно, их собственные дети! Таких родителей не слишком беспокоит, что дети не имеют к этим мечтам никакого отношения, что мечты детей лежат в совершенно другой области. Родители, обуреваемые амбициями, зачастую склонны заставлять детей заниматься через силу, порой неадекватно реагируя на отказ или нежелание ребенка заниматься навязанной ему деятельностью.

Это не единственные факторы сознания и эмоций, ведущие к чрезмерной строгости, но все они однозначно не учитывают потребности ребенка и пользу его воспитания.

Желательный баланс в воспитании [↑]

В зависимости от того, какова причина чрезмерной строгости и каковы ее корни, возможны разные пути достижения правильного баланса в воспитании.

Во-первых, родитель должен уяснить себе, что методы воспитания которыми он пользовался до сих пор, можно определить как чрезмерная строгость, которая не несет пользы воспитанию, в лучшем случае, а в худшем — вредит душевной устойчивости ребенка и приводят либо к подавлению его личности, либо к плохому поведению.

Во-вторых, необходимо обратится за советом к семейному консультанту или к компетентному раввину. Родитель должен чувствовать, что может положиться на человека, с которым советуется, доверяет его мнению и оценке. Кроме совета, стоит постоянно консультироваться с кем-то, чье поведение с детьми и методы воспитания кажутся гармоничными и приветствуются обоими родителями.

В-третьих, важно понимать, что, так как большая часть чрезмерной строгости кроется во внутренних затруднениях самого родителя, жизненно необходимо найти отдушину, где может выйти отрицательная энергия и произойти зарядка положительной. Это могут быть занятия спортом, музыкой, прогулки на природе, садоводство, другие хобби. Кроме того, нужно помнить о сбалансированном по времени и по количеству питании и о достаточном сне. Голодные, постоянно уставшие люди более других склонны к стрессу и к выходу агрессии по отношению к близким людям.

Дополнительные пути стабилизации методов воспитания [↑]

Один из важных путей к стабилизации своего поведения (а как следствие, и воспитательных методов) — это обращение к психологу или к психиатру. Существует застарелый стереотип по поводу обращения к психиатру, но сегодняшний мир с его невозможным уровнем стресса позволяет без шор смотреть на этот вопрос.

Люди, склонные к депрессии, тревожному состоянию, неврозу и т.д., нуждаются в небольшой стабилизации, которую обеспечивает специалист. Обратившись к нему, люди берут на себя ответственность не только за свое поведение, но и за душевное благополучие своих родных.

Необходимо понять: чрезмерная строгость в современном мире крайне вредна для отношений между детьми и родителями и разрушительна для личности ребенка. Она лишает его доверия к родителям. Она разрушает его уважение к себе. Она провозглашает первенство физической силы против силы человечности. Она учит искать выход собственной негативной энергии через насилие над другими. Она продолжает цепочку насилия: ребенок, познавший это на себе, обязательно продолжит насилие — над другими или над собой.

Методы правильного, построенного на разумной, не чрезмерной строгости, воспитания, — необходимо изучать. Чтение книг, посещение семинаров и лекций, но более всего — постоянные консультации с компетентным специалистом, с которым родитель может поделиться своими затруднениями и получить ответ и научиться находить альтернативу старой «запрограммированной» установке воспитания.

Что еще поможет в стабилизации родительских методов воспитания? Улучшение взаимоотношений с супругом\супругой. Не секрет, что скрытый гнев на вторую половину прорывается в агрессии на детей. Ради этого тоже нужно обратиться к специалисту, а если корни сложных взаимоотношений (как это чаще всего оказывается) заложены в детстве, то — и к психологу или семейному консультанту, имеющему опыт работы в этой области.

Если одна из причин чрезмерной строгости кроется в пониженной самооценке, в ощущении потерянности, неустойчивости, в депрессивном настрое, то, конечно, нужно всеми силами стараться избавиться от таких ощущений не только ради детей, но и ради собственного нормального существования.

Выводить материалы