Редкие справедливые гневные высказывания, имеющие целью улучшить поведение ребенка, могут служить во благо. Но частые проявления раздражения и нетерпения не имеют к благородному чувству гнева ни малейшего отношения.

В Талмуде говорится, что отец не должен вызывать слишком большой страх к себе29, потому что это разрушает любовь и доверие к нему, а именно эти чувства лежат в основе еврейского традиционного воспитания. Частые суровые наказания и постоянный крик в доме приводят ребенка в состояние вечного страха.

Основная причина этих явлений — родительский гнев. Однако, как утверждает Рамбам, он должен быть умеренным: «Не будь раздражителен и вспыльчив, но и не оставайся бесчувственным и равнодушным, как труп. Демонстрируй гнев только в самых серьезных случаях, чтобы предотвратить нежелательное поведение в будущем»30. Итак, редкие справедливые гневные высказывания, имеющие целью улучшить поведение ребенка, могут служить во благо. Но частые проявления раздражения и нетерпения не имеют к благородному чувству гнева ни малейшего отношения.

Гнев, как и критика, действует на любовь разрушительно. Дети раздражительных родителей слишком хорошо знают, что рядом с невыдержанным человеком — нет покоя. Вспыльчивые люди часто удивляются, почему их дети так неблагодарны: не ценят того хорошего, что делается для них. Эти родители не понимают, что вспышки гнева сводят на нет все приятные впечатления, накопленные за день.

Но даже когда взрослый осознает, какой вред он наносит своей несдержанностью, ему трудно переделать свой вспыльчивый характер. Иногда эта реакция носит наследственный характер и перенимается от собственных родителей в детстве. Но даже если дело не в наследственности, нелегко удержаться от раздражения при постоянных провокациях детей. У многих родителей не хватает терпения на ежедневные выходки малышей, настойчивые требования и претензии старших детей. Это особенно тяжело, когда взрослые находятся под давлением других стрессовых обстоятельств, таких, как финансовые трудности, состояние здоровья, чрезмерное количество обязанностей и повышенная ответственность. Нелегко постоянно находить в себе внутренние силы, чтобы всегда оставаться любящим и терпеливым. Однако, если родители понимают, как губительна для детей напряженная обстановка, они обязаны приложить все усилия, чтобы не срываться.

Для борьбы с гневом можно предложить простой совет: заведите таблицу и отмечайте в ней «звездочками» или «плюсами» каждый случай, когда вы воздерживаетесь от крика (когда он считался бы «нормальным» для вас явлением). Набрав десять «плюсиков», вы заработали себе какой-нибудь приз, начиная со сдобной булочки и кончая новым костюмом. В таких таблицах можно отмечать время, в течение которого вы ни разу не повысили голос. Те родители, которые не кричат постоянно, но теряют самообладание в определенные напряженные периоды, могут заработать «плюс» за каждое трудное «утро», «время после школы», «укладывание спать». Идея заключается в том, чтобы составить таблицу с учетом своих слабостей.

Существует немало способов предотвратить гаев до того, как он овладеет вами. Один из них — самый распространенный — счет до десяти. Увидев, что дети ведут себя плохо, следует начать считать до десяти, медленно, делая глубокой вдох перед каждым числом. Только после этого можно что-нибудь произнести. Глубокое дыхание обычно успокаивает нервы и помогает немного обуздать гаев. Другой способ успокоиться — выпить полный стакан воды перед обличительной речью. Главный принцип — не отвечать на провокации немедленно, искусственно вызвать задержку ответной реакции.

Однако самый действенный способ борьбы с гневом — умелое использование эффективных дисциплинарных методов. Это снижает вероятность возникновения ситуаций, способных вызвать гневные вспышки. Мы рассмотрим эти разнообразные методы в следующих главах.

Пример 1 Неправильно:

Ребенок: Я голоден. Можно что-нибудь поесть?

Мать: Завтра, Моше, сейчас уже пора спать.

Ребенок: Ну, пожалуйста, я голоден.

Мать (кричит): Я СКАЗАЛА, ПОРА ИДТИ СПАТЬ! БЫСТРО НАДЕТЬ ПИЖАМУ И СЕЙЧАС ЖЕ В ПОСТЕЛЬ! ЖИВО!

Правильно:

Ребенок: Мама, я голоден. Можно что-нибудь поесть? Мать: Завтра, Моше. Сейчас уже пора спать. Ребенок: Ну, пожалуйста, я голоден. Мать: Я уже тебе ответила.

Комментарий

Раздражение матери из «неправильного» диалога кажется совершенно неоправданным. Вполне вероятно, что она устала за день, переутомлена, и настойчивая просьба ребенка стала «последней каплей». Не исключено, что ребенок не хочет вовремя ложиться спать или привык слушаться родителей, только когда они повышают голос. Но все эти проблемы можно разрешить: уставшая мать должна найти полчаса — час в день для отдыха; правильные воспитательные меры заставят ребенка вовремя идти спать и реагировать на указания, сделанные нейтральным тоном. Когда родители часто выходят из себя, раздражаются и кричат, дети теряют чувствительность к бурным вспышкам — крик перестает их пугать и не заставляет слушаться родителей. С другой стороны, когда гневная реакция редка и избирательна, она приобретает большую значимость в глазах ребенка, и гнев родителей превращается в эффективное средство воздействия. Раби Авраам Дж. Тверски пишет, что в его памяти сохранилось только несколько случаев, когда отец наказывал его31. Это не означает, что раби Тверски был идеальным ребенком, не нуждающимся в дисциплинарных методах; скорее, это свидетельствует о том, что его отец воспитывал своих детей главным образом при помощи позитивных воспитательных средств. Мы все должны стремиться выражать наши требования и желания языком любви.

Подытожим эту главу. Итак, в воспитании исключительно важны следующие моменты:

1. Наши дети никогда не узнают, что мы их любим, если мы не будем проявлять свою любовь в словах и поступках.

2. Негативное общение ослабляет веру детей в нашу любовь и поэтому должно быть сведено к минимуму.

3. Невозможно утвердить родительскую власть без основы в любви и доверии.

Мы обсудили, какими путями мы можем проявлять любовь к нашим детям. Какие же средства и методы помогут завоевать их доверие?

(продолжение следует)

29 Гитин6б

30 Рамбам, Илхот дэот 1:4.

31 Авраам Дж. Тверски, Поколение — поколению (Нью-Йорк, Традишэнал пресс, 1986) с. 15.