Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто занимается изучением Торы в нужде, тот доживёт до того, что будет исполнять её в богатстве»Пиркей Авот 6, 9
Отвечает Мирьям Климовская

Уважаемая Н.!

Судя по тому, что Вы задаете свой вопрос на сайте, посвященном Торе, Вы хотите знать ответ на него именно с точки зрения Торы. Но такой общий вопрос можно понимать совершенно по-разному: от «Почему религиозные евреи рожают много детей?» и до «Зачем люди вообще рожают детей?». Первый — наиболее часто задаваемый, и ответ на него, конечно же, надо искать там же, где и ответы на все еврейские вопросы, — в Торе. Но прежде, чем мы узнаем, что сказано в Торе, остановимся немного на втором варианте.

В наше время с катастрофической скоростью набирает сторонников движение childfree («свобода от детей»): интеллигентные, высокообразованные и хорошо обеспеченные молодые люди решают, что в их благоустроенном, увлекательном, гедонистическом мире ребенку — даже одному! — места нет. Им и так хорошо. Дамы берегут свою фигуру и карьеру, не хотят проходить через «кошмар» родов, да и собаки или попугайчика, чтобы было о ком заботиться, им вполне хватает… Понятно, что за всеми «философиями» (спасти землю от перенаселения; рожать можно, только когда сможешь гарантировать ребенку все-все-все; размножение — «животный» процесс, не для продвинутых, творческих людей и т.п.) стоит элементарный инфантильный эгоизм. Но поразительно то, что возразить на их аргументы в общем-то и нечего. Вдруг оказывается, что вне религиозной сферы ответа на вопрос «зачем рожать детей» просто не существует! Только эмоции. Судите сами:

«Дети — это такое счастье!» — «Для кого-то счастье, для кого-то — обуза: крики, пеленки, бессонные ночи, выкачивание средств, неблагодарность подросших отпрысков…»

«Дети — это наше продолжение» — «Только для тех, кому больше нечего после себя оставить».

«Женщина без материнского инстинкта — не женщина» — «Да, я терпеть не могу детей, но мне все равно, женщина я или нет, я не хуже других, а пользы обществу приношу и побольше многих».

«Если никто не будет рожать, человечество вымрет» — «Ну и пусть вымирает. Но ему это пока не грозит — рожающих дураков еще хватает».

«А кто тебе стакан воды на старости лет подаст?» — «А всем ли их дети подают? А мне за мои деньги будет кому подать».

И так далее…

Мы видим, что отказ от рождения детей — логичное следствие атеистического мировоззрения, утверждающего, что человек — случайный продукт бесцельного и бессмысленного эволюционного процесса. Если у существования мира и человека в нем нет никакого смысла и никакой цели, то никто никому ничего не должен. Не нужно производить потомство. Не надо быть порядочным и честным в делах. Не надо соблюдать законы. Не надо ни с кем ничем делиться. Живем в свое удовольствие, пока не умрем, а если есть запреты на какие-то удовольствия, почему мы должны их соблюдать? После нас — хоть потоп! Единственный дискомфорт — когда наши желания сталкиваются с чужими. Но и это можно решить — или договорившись, или путем борьбы. Последнее даже интересней — дает цель, занятие. На время позволяет забыть, что жизнь бессмысленна…

Цинично? А что же можно противопоставить такому мировоззрению? Только понимание, что мир не случаен, и мы, как и все в нем, созданы с определенной целью, и что Хозяин мира четко разъяснил эту цель и средства ее достижения нашим праотцам, а они передали нам это знание. Коротко говоря, это и есть Тора. Письменная Тора подобна краткому конспекту, который невозможно полностью понять без переданных по традиции объяснений, а Устная Тора — расширенное и подробное руководство к действию.

Вот что говорит Письменная Тора. В Пятикнижии, в начале первой главы Берешит сказано так: «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Берешит 1:28). Это повеление, данное первому человеку, Адаму, сразу после его сотворения. В главе Ноах мы встречаем эти слова дважды: «И благословил Б-г Ноаха и его сынов, и сказал Он им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Берешит 9:1). «А вы плодитесь и размножайтесь, воскишите на земле и умножайтесь на ней» (Берешит 9:7). Комментаторы объясняют, что первый стих — это благословение, а последний — повеление. Причем непосредственно перед ним говорится о запрете убийства, а поскольку в Торе нет случайных совпадений, комментаторы из «соседства» этих стихов делают вывод, что неоправданное воздержание от деторождения в какой-то мере приравнивается к убийству.

Как мы видим, повеление плодиться и размножаться дано всему человечеству, причем дважды: сначала Адаму и Хаве, а потом, после Потопа, — Ноаху и его потомкам, то есть нам. Это также одна из 613 заповедей, данных еврейскому народу. Содержание заповеди подробно разъясняется: кто обязан ее выполнять, когда она считается выполненной, а когда — нет, в каких случаях разрешено предохранение от беременности, а когда даже — не дай Б-г! — и ее прерывание. Все эти вопросы выясняются у раввина. И по-настоящему богобоязненные люди стремятся выполнять эту заповедь наилучшим образом.

Как мы видим, отношение Торы к «чайлдфри» и им подобным может быть только отрицательным. Но можно ли назвать это явление новым, прогрессивным? В Торе можно найти все — есть ли там упоминание о «чайлдфри»? Разумеется, есть! Еще в главе Берешит, где описывается жизнь нескольких поколений после Адама, сказано так: «И взял себе Лемех двух жен: имя одной — Ада, а имя второй — Цила» (Берешит 4:19). Объясняют комментаторы, что в те времена люди завели себе обычай брать двух жен: одну — для рождения и воспитания детей, а другую — для развлечений. Узаконенный адюльтер вместе с «чайлдфри». Что случилось потом, мы знаем: спустя несколько поколений вконец развратившееся человечество и животный мир, который оно задействовало для своих порочных «экспериментов», были уничтожены водами Потопа…

Другой пример мы встречаем в главе Вайешев. Эр, старший сын Йеуды, сына нашего праотца Яакова, женился на красавице Тамар. Но он был «плох в глазах Г-спода, и умертвил его Г-сподь» (Берешит 38:7). Чем же он был плох? Объясняют комментаторы: он губил свое семя, чтобы его жена не зачала и не поблекла ее красота. Чем не современный «чайлдфри», заботящийся о фигуре жены (а точнее, о собственном удовольствии)? Его брат Онан, женившийся на ней после его смерти по закону о левиратном браке (йибум), вел себя так же, но уже по другой причине — он не хотел, чтобы его ребенок, как положено в таких случаях, считался потомством его умершего брата. Из-за этой своей ревности он вскоре последовал за ним, а также «удостоился» того, что его грех, в отличие от греха Эра, был описан в Торе открытым текстом, а его имя увековечено в мире для определения подобных занятий. Таким образом, мы видим, что человек, не желающий продолжать свой род, «плох в глазах Г-спода», но, как правило, Всевышний, в Своем милосердии, не посылает грешнику наказание сразу, а дает ему время исправиться.

И напоследок — немного о личном. Да, у нас, слава Б-гу, много детей, как принято говорить, по религиозным убеждениям. Но — какое счастье, что у нас такие убеждения!

С уважением, Мирьям Климовская


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Мама — еврейка, папа — католик, а сын готовится к конфирмации. Что делать?!

Сегодня, отвечает Ита Минкин

Пятилетняя дочь — просто супер! Но родственники дарят младшей наряды, и начинается зависть...

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как молиться с радостью, если Б-г пока не послал то, о чем прошу?

14 января, отвечает Ита Минкин