Майонез на спине24 мая 2013 года, 13:22 Пришел человек к раву и жалуется. Скорее, на себя, чем на жену. Вернее, просит совета – что делать, вот, не совладал, сказал жене несколько громких фраз, она расстроилась, но как было не сказать?! А в чем дело? Дело было так. Я учусь в колеле, днем – в дневном, вечером – в вечернем, все как у людей. Человек я не вспыльчивый, жена у меня тоже во всем скромная и тихая. И если вдруг возникает непростой момент, я, как меня научил мой отец, всегда говорю: в этом случае Хафец-Хаим советует сохранять спокойствие. Читать дальше |
Двойной совет рава Дискина24 мая 2013 года, 12:43 На одном из уроков моя аудитория познакомилась с историей, главным героем которой был известный иерусалимский раввин раби Йеошуа Лейб Дискин (1819-1898). Но это было только начало истории. Через неделю тем же ученикам было предложено продолжение всего рассказа. Начало у него такое. Однажды пришли к раву Дискину представители иерусалимской общины и рассказали, что некий еврей, работающий городским шойхетом[1], совершил не совсем принятый в их среде поступок[2]. Причем те люди пришли не столько с рассказом о том поступке, сколько за разрешением резника уволить и нанять другого. Дескать, как мы можем доверить человеку снабжать нашу общину кашерным мясом, если он ведет себя вызывающим образом?! Читать дальше |
Награда в этом мире17 мая 2013 года, 14:59 Праздник Шавуот прошел, а тема осталась. Ведь то было лишь Вручение (Дарование) Торы, в то время как Получение Торы идет каждый день. В частности, об этом я уже писал в своем блоге на Толдот ровно три года назад. Теперь маленькое продолжение темы, позволите? 1. Итак, каждый знает, что все еврейские души стояли на Синае в момент Дарования Торы. Отсюда известный вопрос: моя душа стояла там и приняла Тору, но мне-то что с того? Почему я обязан выполнять то, за что поручилась моя душа? Ведь я и моя душа не одно и то же. А если вы считаете, что одно и то же, все равно – есть возражение. Да это я стоял тогда у горы Синай и дал обещание соблюдать и изучать. Но у меня тогда был совсем другой ецер (или его вовсе не было) – а потому мое обещание можно считать безответственным (מקח טעות). И дело не в том, что мой нынешний ецер слишком крут и агрессивен, чтобы дать мне возможность быть евреем Торы. А в том, что я тогда подписался, не зная всех будущих обстоятельств, а следовательно, по закону, свободен от обещания. Читать дальше |
Детские аспекты христианской теологии10 мая 2013 года, 16:19 Три года назад был вывешен на нашем сайте урок "Ответ миссионерам". А вчера вдруг обнаружился мой старый дневник. Такой же блог, только для себя. Предлагаю оттуда полстранички. ** ** Сижу, никого не трогаю, готовлю материалы к завтрашней записи видео-урока про миссионеров. В принципе, вся лекция выстроена, осталось закрепить некоторые пункты, привести ссылки (а это дело муторное: ну, не специалист я в христианской апологетике), снизить накал того, что "анти", и подчеркнуть побольше позитива с нашей стороны за счет убирания "под кат" негатива (как они нам видятся) в их положениях. И вдруг натыкаюсь! Читать дальше |
Хэрем рабэну Гершома9 мая 2013 года, 16:50 Однажды, не в прошлом веке, послал я статью в одну из общин Европы – на русском языке. Заказали 710 слов. Тема: запрет читать чужие письма. Жанр: ликбез. (Т.е. для тех, кто занимает позицию точно посреди между вчера начавшими, с одной стороны, и многоопытными раввинами, с другой.) Попросил у заказчика разрешение опубликовать это в своих блогах. Разрешили. Публикую. Нельзя читать чужие письма. Таков запрет Торы. Читать дальше |
Самая трудная часть нашей веры3 мая 2013 года, 10:40 Вышел новый видео-урок. Тема – битахон Ашем, уверенность в том, что Всевышний поможет, спасет, облегчит и успокоит. Вернее даже, не уверенность, а вера. По-моему, самая трудная часть нашего возвращения к Торе. Некоторые без проблем возвращаются к Торе, даже соблюдают, даже других начинают учить. Но с битохоном у них беда, т.е. они сильно в Б-га верят, со всей силой, и очень на Него надеются, но сами не плошают. И другим советуют не плошать. Читать дальше |
Часовые из агады2 мая 2013 года, 13:32 Достаю из литфонда. ** ** С любым из соблюдающих евреев такое иногда случается: время молитвы застает тебя в дороге — и ничего не остается, как отойти в сторону и помолиться. Поэтому про эпизод, который произошел у меня в переходе между станциями московского метро, я бы даже не вспомнил, если б не явная реминисценция из агады. Сказано, что, когда народы мира узнают, какое благословение прольется на них, если все евреи станут соблюдать заповеди Торы, они приставят к каждому из нас человека с ружьем. Почему с ружьем? По одному варианту: чтобы охранять. По второму: чтобы заставить соблюдать заповеди. Так вот, в кои-то времена оказался я в московском метро. Читать дальше |
Справа26 апреля 2013 года, 07:19 Немного странное место в Святом тексте. Прочтите текст 110 главы книги Теилим. Лучше на иврите. Но можно и по-русски, если использовать наш перевод (дан ниже). Кстати, указанная глава (или псалом, как говорят в Европе) любима образованными людьми многих стран и эпох. Начало такое: Неу́м Адон-о́й ладони́: шев лими́ни, "Сказано Всевышним (Адон-ой) господину (ладони́, укороченная форма от ле-адони): сядь справа от Меня". Читать дальше |
Начальник Сальвадора и наша фирменная скромность25 апреля 2013 года, 12:28 Иногда остаются у меня разные истории, связанные с уроками цикла "Еврейское поведение". Не истории с урока, а истории с самим уроком, то, что произошло на нем или сразу после него. Или послеурочные, запоздалые мысли. Вот, одна такая. Ей более трех лет. Архивная запись, еще на винили. Читать дальше |
Новая порция19 апреля 2013 года, 06:20 Продолжаю извлекать из архива свои пересказы коротких эссе рава Зелига Плискина на темы, извлеченные им из книги раби Элиэзера Элияу Деслера "Миктав ме-Элияу". Сегодня – как вести диалоги (продолжение прошлой трансляции). Обратите внимание на первую сноску – супер! ** ** Об умении встать на сторону оппонента Читать дальше |