Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Настоящее счастье — это то, что чувствует человек, когда делает то, что должен.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»

Самая трудная часть нашей веры

03 мая 2013, 10:40

Отложить Отложено

Вышел новый видео-урок. Тема – битахон Ашем, уверенность в том, что Всевышний поможет, спасет, облегчит и успокоит. Вернее даже, не уверенность, а вера. По-моему, самая трудная часть нашего возвращения к Торе.

Некоторые без проблем возвращаются к Торе, даже соблюдают, даже других начинают учить. Но с битохоном у них беда, т.е. они сильно в Б-га верят, со всей силой, и очень на Него надеются, но сами не плошают. И другим советуют не плошать.

Например, приходят к нам и говорят: нечего в ешивах учиться (и я пока согласен, потому что жду продолжения), нечего брюки протирать, пора работать, а если хотите учиться, и это очень похвально, то учитесь после работы, хоть до утра, но кормить вас никто не обязан. И все хорошо, если бы у советчика не было кипы на голове. А ведь о таком советчике написано уже в первом стихе Теилим, посмотрите первые пять слов.

Короче, есть на эту тему давняя статья, которую вы лично, читатель, почему-то еще не прочитали. Вывешена на Толдот еще два века назад, называется "Видел этих людей, их мало"

А пока короткий рассказ с видео-урока.

** **

Рав Йосеф Хаим Зоненфельд. Великий раввин, но в голодные годы у него дома ничего не было, кроме нескольких кусков хлеба. Он не мучился, но мучилась его жена, переживала и постоянно жаловалась на отчаянную бедность.

И стал рав Зонненфельд молиться: "Рибоно шель олам! Не прошу у Тебя денег или имущества. Не надо мне бесплатного подарка от людей или чужой потери – потому что это страдания для потерявшего. И даже от нееврея мне не нужно ничего – потому что не хочу, чтобы он мне дал, а сам лишился, ибо не надо мне, чтобы страдали другие люди. Но одного прошу – дай чувство битахона моей жене. Нам будет хорошо – и мир ничего не потеряет!"

Так и произошло. Жена перестала жаловаться. А дальше все наладилось.

** **

А теперь мой вам подарок. Маленький отрывок из Гемары. Прелесть, а не отрывок. В конце его становится все понятным про битахон и про то, почему одному надо сидеть в ешиве и учиться с утра до утра, а второму не советуется. Вот конспект начала отрывка.

** **

Бава-Мециа 92-1. Известно, что Тора разрешает работнику, который работает в поле или саду, есть плоды. Написано (Дварим 23:25): "И ешь виноград, пока душа не насытится".

Вопрос: может ли работник съесть плодов на сумму больше, чем заработает своим трудом на этом поле?

Первый учитель, участник ученого спора, говорит: может есть плоды даже по цене больше, чем его плата, – согласно разрешению Торы.

Раби Элазар Хисма говорит: не может есть больше своей платы – но только в ее пределах.

Мудрецы говорят: может есть сколько захочет, но ему надо дать совет, чтобы не ел слишком много, – иначе в следующий раз не наймут его на работу – и он останется без заработка.

Гемара спрашивает: какая разница между первым учителем и мудрецами? Вроде, обе стороны разрешают работнику есть больше своей платы.

Ответ: первый учитель не говорит, что надо дать работнику совет не есть слишком много, а мудрецы – говорят.

Вопрос: почему первый учитель отказывается дать такой полезный совет? Ведь дать совет = исполнить заповедь практического милосердия к людям, гмилут-хасадим!

Ответ – на уроке "Всевышний спасет" (недельный раздел Беар), в котором, кроме прочего, полно всяких историй и других теорий, способных жизнь перевернуть любому – было бы у него желание.

Теги: Видео-урок, Недельный раздел