Как обзовется, так ему и отзовется12 апреля 2013 года, 08:07 С положением, о котором сейчас расскажу, знакомы многие (я проверял). Но не всегда знакомы внятно. Вроде, правило и правило. А на самом деле, оно далеко не тривиально. Я бы сказал, одно из самых основополагающих. Неудивительно, что много веков его от нас скрывали, замалчивали. И только совсем недавно (в масштабе еврейской истории) нам его раскрыли. Читать дальше |
Две с половиной истории о трех ветвях нашего народа5 апреля 2013 года, 08:24 Еще один текст, обнаруженный в моих загашниках (сусеках, амбарах, архивах, лабазах; скоро общий объем приблизится к паре гига; поболе, чем у графа в одноименных войне и мире; может, на бумаге издать?). Итак, моя жена профессионально ухаживает за старушками (называя их «бабушками»), у нее такая работа. Ей нравится, а я ужасно доволен: хоть кто-то из нас двоих делает людям хэсед. На днях пришла от одной из своих «бабушек», рассказывает: «Сегодня выслушала историю — не поверила». И рассказала. Читать дальше |
Раби из Ляд, или Круги Эйлера3 апреля 2013 года, 15:23 В городе (не Ляды), где жил раби Шнеур Залман из Ляд, автор Таньи, проживал один известный в ту пору даршан, который умел наставлять народ. И так у него здорово получалось, что на его беседы собирались толпы. Слушали его затаив дыхание, он всех поучал, многие плакали, обещали исправиться, соглашались с ним – а он ходил из синагоги в синагогу и продолжал в том же духе. Можно сказали, его любили слушать. Народный учитель. И вот однажды раби из Ляд обратился к нему: - Ты всех поучаешь, и у тебя хорошо получается. Сделай замечание и мне, чтобы я тоже исправил свои пути. Задумался учитель: как он может сделать замечание великому учителю и мудрецу? Ведь тот по уровню знаний и святости много выше его! С другой стороны – и в просьбе нельзя ему отказать. У хасидов принято беспрекословно выполнять распоряжения своих адморов. Задумался даршан – и сказал буквально следующее [перевожу слово в слово, оригинал лежит передо мной]: Читать дальше |
Третья порция22 марта 2013 года, 07:58 Продолжаю острый эксперимент по отпугиванию посетителей своего блога. Пересказы коротких топиков на темы еврейского мусара (этики), составленных равом Зелигом Плискиным по мотивам книги раби Элияу Элиэзера Деслера "Михтав ме-Элияу". Я в этой цепочке – третий, т.е. крайний. Если получились лозунги – виноват один я, человек воспитанный на культуре соц-кича. Читать дальше |
Рав Йеуда на суде у рава Нахмана21 марта 2013 года, 05:52 У всех Песах на дворе, а у меня Гемара на столе. Конкретно, перед вами свободный пересказ листа из трактата Вавилонского Талмуда "Кидушин". Пересказ составлен летом 2002 года для сайта моего друга Сола Гольдшмидта. По-моему, он все еще не устарел, я про пересказ. Читать дальше |
Набор сентенций ном. 215 марта 2013 года, 07:46 В детстве, помню, я был очарован гипотезой (называется "Теория одноэлектронной вселенной"), согласно которой в мире присутствует только один электрон. Единственный! |
Сентенция ном. 115 марта 2013 года, 07:24 В годы своей пионерской юности я работал в центре "Эш-Атора". Писал лекции для лекторов (интересная работа, не правда ли?), сам читал лекции (без конспектов!), участвовал в семинарах. Читать дальше |
Единение8 марта 2013 года, 07:37 Часто слышу, что вот, Тора призывает нас к добру и хорошим делам, и все евреи с этим согласны, но толку почти никакого. Мне все же кажется, что иногда толк бывает. Однако с фразой: Тора призывает нас к объединению, но, тем не менее, мало кто спешит объединиться, – с этим положением я процентов на 80 соглашусь. Ибо, похоже, не с кем объединяться. С кем и на каких принципах? Я не то что не могу отказаться от своих устоев, мне чужие лозунги слышать противно, не то что обсуждать. (Это не я говорю, это, как бы, герой моего эссе говорит.) Читать дальше |
Отелилась корова7 марта 2013 года, 14:42 Тут сразу два жанра. Первый, мной давно задуманный и несколько раз опробованный, но все еще ждущий настоящей работы: берем литературных героев какого-либо известного романа-эпоса ("Война и мир", "Слон и Моська", "Ари Потер") и рассматриваем их поведение с точки зрения Торы. Ну, словно они евреи, и нам интересно – брать с них пример или не торопиться. Читать дальше |
Царь Шломо и толерантность28 февраля 2013 года, 11:26 Теги можно было бы ввести такие: воспитание, мусар, Талмуд, еврейская история, мы с вами. Стиль исполнения: как бы под науку. Эпоха: эссе времен царя Гороха. Вопрос: где проходит предел терпимости иудаизма к поклонению идолам? И, в частности, чему учит опыт царя Шломо, который вроде бы (так считается) терпимо относился к культам, открыто справляемым его многочисленными женами? Читать дальше |