Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Знай, что можно кричать едва слышным шёпотом...»Раби Нахман из Бреслава

Сентенция ном. 1

15 марта 2013, 07:24

Отложить Отложено

В годы своей пионерской юности я работал в центре "Эш-Атора". Писал лекции для лекторов (интересная работа, не правда ли?), сам читал лекции (без конспектов!), участвовал в семинарах.

 

[Маленькое отклонение от темы, не умею без отклонений. Набирали там как-то новых лекторов. Давали им мои лекции – они их как-то учили-запоминали-мучили и приходили на экзамен, чтобы, значит, там все выученное-вымученное пересказать своими словами. Комиссия их слушала и принимала – или не принимала. И вот я, подученный моим другом ребом Зеевом, неважно какая фамилия, пришел на тот экзамен как бы со стороны. Т.е., честно записался в группу новых лекторов. Меня в лицо никто не знал – а только "в голос". И стал я перед комиссией рассказывать свою лекцию (ну, ту, которую мне дали как эталон дидактики на тему Торы). Однако уже через пол-абзаца мне стало скучно. Посмотрел я на лица приемной комиссии – и понял, какая тема для них будет сейчас "в самую жилу". И пошел рассказывать, да так увлекся, что мы забыли, что сидим на экзамене. И когда один из них вдруг очнулся – потому что стало страшно слушать – оказывается, Тора это сплошные требования и самоконтроль, а у него жена русская и изжога второй день, – так вот, когда он очнулся – тут же очнул всех остальных. Короче, меня с треском провалили, потому что я не умею пересказать простые мысли рава пятигорского. И я ушел с позором. Ну скажите, пжлст, откуда у этого пятигорского простые мысли? Что-то подозрительно все это.]

 

Продолжаю. Именно в ту пору мне довелось познакомиться с равом Зэлегом Плискиным – в частности, участвовать в редактуре перевода его книги "Береги свою речь".

Самой приятной своей работой того периода считаю переводы-адаптации коротких заметок рава Плискина на тему морали.

То были не переводы в строгом значении этого слова, а скорее вольные пересказы с включением собственных мнений и мыслей. Перед вами образчик одной из таких интерпретаций.

 

Диалог с Всевышним

 

Какой бы трудной ни была задача, стоящая перед человеком, ее всегда можно рассматривать с разных точек зрения. Так часто и говорят: "давайте посмотрим на ту же проблему иначе". Короче говоря, нет такого вызова, который можно было бы интерпретировать однозначно. И некоторые из таких интерпретаций – что самое печальное – причиняют человеку боль.

Например, взаимодействие двух супругов. Обидное замечание, которое один из них слышит от другого, по-настоящему его ранит, хотя те же слова, произнесенные в его адрес устами постороннего человека, находят в его душе вполне мирную реакцию. Почему так происходит? Очевидно, все дело в интерпретации: супруг смотрит на ситуацию в преломлении своих отношений с партнером. Тут нет фразы, жеста, поступка, а есть история фраз, совокупность жестов, череда поступков, в которой данный поступок просто занимает последнее место, но не рассматривается в отрыве от предшествующих.

А поэтому – предлагается отказаться от такой интерпретации и перейти к другой, более продуктивной. Будем смотреть на каждый вызов как на реплику Творца!

У нас с Творцом ведется непрерывный диалог. Мы совершаем поступки в ответ на вызов. Со Своей стороны, Всевышний отвечает на наши поступки новым вызовом, который мы должны "решить", т.е. ответить на него. Ответить новым поступком, очередным действием…

Взвесьте, насколько полезен такой ход мыслей: Всевышний верит мне, Он мне доверяет. Его доверие выражается в том, что Он посылает мне вызов, перед которым я вполне могу выстоять. Любая Его задача – мне по плечу, иначе Он мне ее не ставил бы.

Надо только рассмотреть решение, увидеть его в поставленной проблеме. Задать себе вопрос: что мой Творец от меня ждет? Чему Он хочет научить меня этой последней трудностью?

Важно знать, что, раз Он поставил передо мной задачу, то Он дал мне и средства для ее решения. Под этими средствами понимаются: интеллект, эмоциональные силы, средства для решения, заключенные как во мне, так и в моем окружении.

Он хочет, чтобы я стал лучше. И чем труднее ситуация – тем большего роста Он ожидает от меня.

Наша цель в этом мире – неуклонно расти в духовном плане, развиваться и обновлять самих себя. Как видим, без трудностей такое обновление невозможно

Теги: Мусар