Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9

Двойной совет рава Дискина

Отложить Отложено

На одном из уроков моя аудитория познакомилась с историей, главным героем которой был известный иерусалимский раввин раби Йеошуа Лейб Дискин (1819-1898). Но это было только начало истории. Через неделю тем же ученикам было предложено продолжение всего рассказа.

Начало у него такое.

Однажды пришли к раву Дискину представители иерусалимской общины и рассказали, что некий еврей, работающий городским шойхетом[1], совершил не совсем принятый в их среде поступок[2]. Причем те люди пришли не столько с рассказом о том поступке, сколько за разрешением резника уволить и нанять другого. Дескать, как мы можем доверить человеку снабжать нашу общину кашерным мясом, если он ведет себя вызывающим образом?!

Подумал рав Дискин и сказал, что лишать еврея заработка нельзя[3]. Таково общее положение: если хотят кого-то уволить, а у него есть семья, то надо раньше найти ему новую работу.

Итак, совет раввина звучал вполне категорично: если хотите уволить по каким-либо причинам своего шойхета, найдите ему другую парнасу и попытайтесь уговорить его добровольно оставить работу у вас. Но смотрите, не раньше, чем найдете замену!

Пошли те люди и так и сделали. Сначала подыскали своему шойхету другую работу, а потом предложили сложить обязанности.

Но шойхет тоже был иерусалимским евреем. Поэтому первым делом он решил пойти за советом к раввину.

Пришел к раву Дискину, чтобы сказать: так-то и так-то, ребе, что делать – соглашаться на увольнение или отказаться и, как ни в чем не бывало, продолжать работать?

Как только раввин его увидел, он…

[На этом месте рассказ был на несколько минут прерван, чтобы слушатели подумали: какой совет дал рав Дискин ущемленному в правах шойхету? После чего предложенные варианты были сравнены с тем случаем, который произошел на самом деле.]

Пришел шойхет к раву Дискину и только открыл рот, чтобы сказать: "Так-то и так-то, ребе, что делать – соглашаться на увольнение или продолжать работать?" – как рав, перебив его, ответил: "Иди и продолжай работать!"

Вернулся тот еврей к себе и продолжил работу шойхета.

Удивились руководители общины. Спросили его, почему не увольняется, ведь ему подыскали вроде бы неплохой заработок! Ответил им, что ходил к раву Дискину и тот посоветовал место работы не менять.

Бросились к раву: "Ребе, в чем дело! Ведь мы всё сделали, как нам советовал достопочтенный рав. Или мы неправильно что-то поняли?"

"Все вы правильно поняли, – ответил им раввин. – Но одно дело совет, данный мною вам[4]. А другое дело совет, данный мною ему: не увольняйся, ибо тебе увольняться невыгодно. Тора запрещает раввину давать советы, не выгодные тому, кто к этому раввину обращается. Ибо написано: "Проклятие сбивающему слепого с пути".

[На этом первый урок кончился, и все разошлись по домам, удивляясь раввинской мудрости.

Однако вот что там на самом деле произошло после эпизода, только что нами приведенного.]

Выслушали присутствующие раввина и пошли домой.

Но по дороге встретили того шойхета, который шел им навстречу, ибо ему было интересно, что скажет им рав Дискин. Пересказали они ему слова рава.

И тут шойхет, а был он умным человеком, спросил их: "Извините, но разве вы не находите странным, что наш ребе дал вам совет уволить меня, зная заранее, что я тоже пойду к нему, и он мне скажет, чтобы я ни в коем случае не увольнялся? Какой толк от его совета, если его нельзя выполнить? Мог бы с самого начала сказать вам: надо резника уволить, да только ему это невыгодно, и я ему отсоветую, так что идите с миром – выхода из вашей ситуации нет!"

Остолбенели те люди от неожиданности. И тут один из них сказал: "Да и тебе он дал совет тоже в высшей степени странный. Его тоже нельзя выполнить. Ведь очевидно, что мы, наученные им самим, не оставим тебя в покое".

Постояли они на иерусалимской улице – да и пошли обратно к раввину.

А он их уже ждал. "Нашли противоречие в моих словах? Верно, есть противоречие. И вот как оно снимается…"

[Здесь хорошо бы дать читателям (или слушателям) попытаться снять это противоречие (некто дает советы, которые нельзя выполнить). После чего можно познакомиться с настоящим финалом истории.]

Сказал им рав Дискин следующее[5]:

"Написано: Да будет проклят сбивающий слепого с пути. Но надо подумать, с какого пути. Оказывается, у человека есть два подхода к тому, что ему выгодно. Существует выгода прямая, материальная, видимая невооруженным глазом. Её я имел в виду, когда давал вам советы. Но существует выгода для души, не столь очевидная[6].

Конечно же, шойхету, надо самому уволиться с работы, ибо он должен понимать, что, поступив не так, как принято в общине, он тем самым как бы покинул ее. А вам, руководителям общины, надо бы не увольнять человека, а попытаться помочь ему в беде"[7].

Выслушали эту речь присутствующие, задумались.

И тут шойхет вдруг воскликнул: "Всё, господа, увольняюсь! И не отговаривайте меня от этого".

На что руководители общины не менее жарко стали кричать: "Ни в коем случае! Мы тебя не увольняем. Но давай пойдем к твоему сыну, выясним, как ему можно помочь поменять свое решение…"

Так, возбужденно обсуждая проблему, они покинули рава.

 


 

[1] Шойхет – резник скота.

 

[2] Записал своего внука в школу, где дети не изучают Тору, или что-то в этом роде. За это из общины не выгоняют, но и пройти мимо такого факта тоже не все согласны. Тем более, если разговор идет о шойхете. (Отметим, что на иерусалимской улице стоял конец 19 века.)

 

[3] По крайней мере, с таким "нарушением", как у вашего шойхета.

 

[4] Звучит это совет так: для вас лучше всего подыскать ему замену в работе, после чего уговорить туда перейти.

 

[5] Его слова даны нами в свободном дидактическом пересказе.

 

[6] Человеку оступившемуся не всегда "выгодно" признать свою ошибку, поскольку иногда он на этом что-то теряет – например, деньги. И все-таки, Тора говорит (не о нас будь сказано), что тот, кто украл, обязан вернуть украденное. Нельзя сказать ему: не возвращай! ибо это, дескать, тебе невыгодно.

 

[7] Здесь рав, скорее всего, имел в виду следующее. "Если вы видите, что он сам глубоко опечален, но ничего сделать нельзя, – надо его оставить в покое. И лишь, когда вы замечаете, что шойхет не против того, чтобы мальчик учился в некашерном месте, тогда – ищите ему другую работу".

Теги: Мусар, Темы Торы