СТАВИТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ БЕЗДЕЙСТВИЕМ--ЛИФНЕИ ИВЕР III15 марта 2015 года, 12:30 Читатель Саня задает хороший вопрос: Обязан ли человек жертвовать своими интересами ради того, чтобы не нарушить запрет лифнэй ивер? Ответ вроде бы простой — конечно, должен. Например, если Тора запрещает есть свинину, то понятно, что нельзя нарушить этот запрет даже ради большой выгоды. А чем запрет лифнэй ивер хуже? Поэтому должен жертвовать. Тут можно возразить. Запрет мне есть свинину не предполагает отношений с каким-то «третьим лицом», это запрет бейн адам лэ-Маком, отношения между мной и Б-гом...
Читать дальше
|
ВТОРАЯ БАНКА КАЛЬМАРОВ ДЛЯ АБРАМОВИЧА--ЛИФНЕЙ ИВЕР II26 февраля 2015 года, 09:17 Начнем с ответа на вопрос, заданный в предыдущей статье. Почему мудрецы понимают слова лифнэй ивер лё титэн михшоль («перед слепым не ставь препятствия» — Ваикра 19, 14)) иносказательно? Минхат Хинух, объясняя эту мицву, цитирует слова автора комментария Кнесет а-Гдола (приводятся в Мишнэ лэ-Мелех, Илхот мальвэ вэ-ловэ, гл. 2, алаха 6), который указывает на то, что стих заканчивается словами вэ-йарэйта мэ-Эл-кеха — и бойся Б-га. Обычно (см. Раши там же) эти слова появляются там, где речь идет о поступках, известных только Б-гу...
Читать дальше
|
НЕ СТАВЬ ПРЕПЯТСТВИЕ -- ЛИФНЕЙ ИВЕР I3 февраля 2015 года, 11:43 Спасибо читателю Алексу С. за его вопрос:«Если позволите, пара замечаний:В 1-ой истории, по-моему, Рабинович должен сказать, почему он слушает, иначе это лифнэй ивер».Чтобы дать на него подробный ответ, мне пришлось рассмотреть тему лифнэй ивер («не помещай препятствие перед слепым») поглубже и заодно сделать перерыв в блоге на некоторое время. С одной стороны, хотелось бы извиниться перед читателями за длительное отсутствие. С другой, накопилось много материала по лифнэй ивер...
Читать дальше
|
КУДА ИДТИ ДАЛЬШЕ--ВОПРОС ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ26 ноября 2014 года, 16:21 Читатель Алекс С. задал следующий вопрос: в 1 истории, по-моему, Рабинович должен сказать, почему он слушает, иначе это לפני עיוור. Огромное Вам спасибо за вопрос. Он заставил меня поглубже рассмотреть и обдумат тему лифней ивер--запрет на введение других людей в грех. Правда, чтобы полностью дать ответ на Ваш вопрос необходимо очень обширное обсуждение, которое может занять четыре статьи, как минимум, а может быть и больше...
Читать дальше
|
ПЯТЬ ИСТОРИЙ О ТОМ КОГДА МОЖНО СЛУШАТЬ ЛАШОН АРА19 ноября 2014 года, 15:53 Слушать лашон а-ра нельзя. Нельзя слушать, как поступки другого человека или его характер оценивают отрицательно (за исключением того случая, когда речь идет об общеизвестных рэшаим — злодеях, см.). Но проблема в том, что в жизни, к сожалению, бывает много отрицательного и очень часто необходимо знать не самую лучшую сторону людей и событий. Как же быть тогда? Вопрос этот не новый, и он (естественно) стоял еще перед Хафец Хаимом...
Читать дальше
|
НЕ ЗАГРЯЗНЯЙ СЛУХ--II6 ноября 2014 года, 08:06 Кроме общего запрета слушать неприличные или пустые слова (это не только лашон а-ра, но и другие разновидности запрещенной речи, такие, как непристойности, мат, насмешки и т.д.), Хафец Хаим выделяет запрет, относящийся только к лашон а-ра. Слушать пустые (дварим бэтэлим) и непристойные (дварим ше-эйнам агуним) слова запрещено постановлением мудрецов (ми-дэ-рабанан), а слушать лашон а-ра, пишет Хафец Хаим, запрещено Торой (ми-дэ-Орайта). Хафец Хаим (Законы о злословии, гл...
Читать дальше
|
НЕ ЗАГРЯЗНЯЙ СЛУХ!9 сентября 2014 года, 17:33 Читатель Ботаник спрашивает:А как можно вообще верить или не верить лашон а-ра, если лашон а-ра нельзя слушать? Ведь, зачастую с первых слов понимаешь, что речь собеседника можно отнести к лашон а-ра? Я, конечно же, не имею в виду такую ситуацию, как с посланниками в Землю Обетованную или речи в суде.Действительно, существует запрет слушать лашон а-ра, и если это так, то как же вообще возможен вопрос — верить, не верить? Ведь даже слушать нельзя!Поэтому посвятим следующие три-четыре (так мне кажется) поста законам о том, когда можно и когда нельзя слушать лашон а-ра.Поставь стражей в воротах своихГлава Шофтим открывается следующими словами: шофтим вэ-шотрим титэн лэха бэ-холь шеарэха — «судей и стражей (на современном языке — “полицейских”) поставь себе во всех воротах своих» (Дварим 16, 18). Это повеление создавать судебную систему в любом месте, где живут евреи, — назначать судей, чтобы устанавливать закон, и формировать полицию, чтобы обеспечить соблюдение закона....
Читать дальше
|
ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК--Х3 августа 2014 года, 20:59 В этот раз разберем три примера исключений из правила, о котором шла речь в предыдущей статье. Мы говорили о запрете полагаться на разного рода «разрешения» (этерим) верить лашон а-ра так, чтобы потом распространять полученную информацию или наносить материальный или физический ущерб объекту злословия. ПРИМЕР ПЕРВЫЙ: И ВЕРИТЬ МОЖНО И ДРУГИМ ГОВОРИТЬ Вспомним историю о Рабиновиче и Гольдштейне из прошлой статьи. Если Рабинович слышит подобное о Гольдштейне уже не первый раз, например, на позапрошлой неделе Гольдштейн кушал раков, на прошлой неделе креветок, а на этой черную икру, то можно рассказать об этом другим — с исполнением всех необходимых условий. ПРИМЕР ВТОРОЙ: ДЯДЯ МИША КУКУШКИНД ВСЕ ВИДИТ (адаптировано из Питхей Тшува, Шулхан Арух, Хошен Мишпат, симан 75 в изложении книги Нетивот Хаим) Бывший гражданин Советского Востока, а ныне князь грузинской экономики Яков Исаакович Хасидашвили проживает в городе Н-ске на вилле с большим двором, обнесенным забором...
Читать дальше
|
ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК--IX2 июля 2014 года, 16:24 Мы уже очень много и долго (и надеюсь не слишком нудно) обсуждали, как и при каких условиях работают различные разрешения (этерим) верить («принимать») лашон а-ра. А теперь пойдем дальше. Предположим, что у нас есть разрешение верить лашон а-ра на основании косвенных улик (дварим никарим) или на основание того, что информация, которую нам сообщают, станет общеизвестной (милта дэ-авида лэиглуэй). А что дальше? Нам разрешается верить, что то, что мы узнали, — правда. И, соответственно, можно изменить свое отношение к человеку, о котором идет речь...
Читать дальше
|
ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК--VIII31 мая 2014 года, 22:32 Какова цель запрета кабалат лашон а-ра (верить злословию)? Запрет ло тиса шема шав, что переводится приблизительно как «не разноси пустую информацию», включает в себя запрет истцу или ответчику излагать судье свои претензии в отсутствие другой стороны (а судье — выслушивать это); запрет лжесвидетельства; а также запрет произносить и верить лашон а-ра. Как пишет Сефер а-Хинух (мицва 74), "корень этого запрета известен: ложь мерзка и презренна в глазах всех и нет ничего отвратительней. Проклятие обитает в доме тех, кто любит ее (ложь), поскольку Всевышний — Б-г истины и все, что с Ним, — истина. И благословение может быть только у тех, кто уподобляется Ему своими поступками, правдив, как Он....
Читать дальше
|