Субъективный человек и объективные решения — объяснение по рав Элияу-Элиезеру Десслеру, часть третья5 февраля 2020 года, 23:00 В прошлой статье мы процитировали слова рава Деслера, посоветовавшего нам следовать указаниям великих мудрецов, которые посредством постоянного изучения Торы смогли как бы слиться с ней и преодолеть врожденную предвзятость и субъективность, присущую человеку.Совет, казалось бы, исчерпывающий и однозначный. Однако, естественно, этот совет не освобождает человека от обязанности работы над собой и уменьшения собственной предвзятости и субъективности. Тут можно спросить: а почему и зачем? Зачем мне самому размышлять, стараться, обдумывать, и после всего этого все равно подозревать, что я где-то что-то недодумал или неправильно оценил. Гораздо проще следовать словам гдолей Исраэль...
Читать дальше
|
Субъективный человек и объективные решения — объяснение по рав Элияу-Элиезеру Десслеру, часть вторая16 января 2020 года, 03:16 Как же быть человеку? Ему нужно жить, жизнь ставит его перед разными развилками – и как ему определить, по какой дороге идти, когда его глаза видят не то, что есть, а то, что хочется видеть? Но, к счастью, есть несколько способов бороться с собственной предвзятостью.Первый способ называется аводат амидот, работа над (исправлением) собственных (личных) качеств или черт характера. Человек должен стараться привести свои чувства, мысли и поступки в соответствие с тем идеалом, который ставит перед ним Тора. У каждого человека есть свой собственный набор качеств и свойств, одни из них находятся ближе к этому идеалу, а другие – дальше от него.Задача человека – понять, в чем заключается тот идеал, к которому он должен стремиться, где он находится по отношению к этому идеалу, и как сократить расстояние между действительностью и идеалом...
Читать дальше
|
Субъективный человек и объективные решения — объяснение по рав Элияу-Элиезеру Десслеру, часть первая6 января 2020 года, 16:45 Рав Элияу-Элиэзер Деслер и проблема субъективности человека Рав Деслер, великий бааль-мусар, мудрец и кабалист, родился и вырос в царской России в семье баалей-мусар. Его отец, талмид-хахам и бизнесмен (ученики Кельма считали нежелательным брать деньги за изучение и преподавание Торы или мицвот, и поэтому многие из них занимались ремеслом или торговлей), был одним из ближайших учеников Алтера из Кельма (рава Симха-Зисла Бройде), который в свою очередь был одним из трех главных учеников рава Исраэля Салантера. И сам рав Деслер тоже воспитывался в Кельмской ешиве.В зрелом возрасте рав Деслер переселился в Англию, где был раввином и давал частные уроки. Его учениками были молодые люди, выросшие в современном демократическом обществе Англии, многие из них имели высшее светское образование, поэтому мы вправе сказать, что рав Деслер занимался кирувом и имел дело с людьми, не очень далекими от нас...
Читать дальше
|
Субъективный человек и объективные решения — объяснение по рав Исраелю Салантеру, часть третья19 ноября 2019 года, 22:07 Как и обещали, пример второго и даже третьего уровня субъективности. Напомним, что под вторым и третьем уровнем субъективности мы здесь подразумеваем субъективность в оценках действительности, происходящая НЕ от личной заинтересованности, а из эмоций, воспитания, характера и жизеннного опыта человека. Разница между третьим и вторым уровнем заключается в том, что второй уровень подсознательной субъективности выявить и исправить возможно, а третий--нельзя.Чтобы лучше понять этот пример, следует сначала прочесть пост многолетней давности тут( https://toldot.com/blogs/leib/leib_576...
Читать дальше
|
Субъективный человек и объективные решения — объяснение по рав Исраелю Салантеру, часть 23 ноября 2019 года, 23:46 Итак, в прошлый раз мы привели слова Мидраша, в котором, согласно объяснению р. Исраэля Салантера, утверждалось, что человек не в состоянии полностью очистить себя от влияния своей субъективности, исходящей из личной заинтересованности, характера, воспитания, жизненного опыта и т.д. и поэтому человек не может достичь уровня абстрактного интеллекта.Но, продолжает рав Исраэль (Ор Исраэль, примечания к гл...
Читать дальше
|
Субъективный человек и объективные решения — объяснение по рав Исраелю Салантеру, часть 16 октября 2019 года, 04:06 Сначала хотелось бы извиниться перед читателями за длительное отсутствие. Но что делать, дел много, а времени мало. Итак, в прошлый раз мы рассмотрели подход РаМХаЛя к проблеме, как субъективному человеку достичь объективной правды и объективно правильного решения поставленной перед ним свыше задачи. РаМХаЛь обьяснял (см. предыдущую статью), что, хотя гарантированно правильного способа нет, есть, тем не менее, набор средств, которые позволяют человеку увеличить свои шансы принять правильное решение, или, даже если оно не будет достигнуто, избежать отрицательных последствий (см...
Читать дальше
|
Субъективный человек и объективные решения — объяснение по РаМХаЛю1 августа 2019 года, 06:36 В прошлый раз мы разобрали понятие мишкаль хасидут – определение (буквально – взвешивание) того, что является поведением выше требуемого. Чтобы правильно понять, что именно будет является правильным поведением выше того, что требует закон, необходимо соблюдать несколько условий. Иначе вместо более качественной мицвы может получиться авера (грех) (см. предыдущую статью и Месилат Йешарим, гл. 20)...
Читать дальше
|
Нехасидский хасидут3 июля 2019 года, 23:19 В современном языке слово хасидут обозначает учение Бааль Шем Това, а хасид – последователь этого учения. В переносном смысле хасидом называют чье-либо ярого последователя и сторонника, а хасидутом – общину таких хасидов, объединенных вокруг духовного лидера – Ребе (например, хасидут Бельз, хасидут Вижниц и т. д.). Но слово это также встречается в Танахе и в Талмуде, и очевидно, что там оно должно иметь какое-то другое значение, хотя бы потому что Бааль Шем Тов жил через 2 000 лет после завершения Танаха и через 1 200 лет после завершения Талмуда...
Читать дальше
|
Лашон ара в процессе изучения Торы — условия19 июня 2019 года, 15:00 Как мы уже убедились, каждому разрешению (этер) произносить лашон ара сопутствуют необходимые для этого условия. Условия, в принципе, одни и те же, и отличаются они, в основном, в том, какую пользу (тоэлет) преследует лашон ара. Однако в зависимости от пользы одни условия будут более актуальны, а другие – менее, с одними условиями нужно будет обращаться бережнее, а другие почти всегда присутствуют. Поэтому давайте разберем все условия, необходимые для лашон ара ради пользы, обсуждаемой в предыдущей статье: тоэлет ле-мисбар краи (польза объяснения слов и идей Торы, буквально: объяснение Писания).Первое условие – достоверность информации (см...
Читать дальше
|
Лашон ара в процессе изучения Торы и безрезультатная критика власти--еще одна разновидность конкретной пользы5 июня 2019 года, 15:00 Продолжим обсуждать лашон ара в вопросах политики в разных политических системах. Поговорим о таком явлении, как несогласие с властью. Всегда находятся те, кто против текущей политики, однако в демократии у несогласных есть шанс что-то изменить методом убеждения большинства граждан изменить свою позицию. Поэтому в демократии в критики власти есть смысл, даже если эта критика не дает быстрого результата. В качестве примера можно привести карьеру Менахема Бегина, которому понадобилось почти 30 лет для того, чтобы его критика социалистического правительства Израиля повлияла на изменение политики государства...
Читать дальше
|