Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стремление сделать что-то хорошее само по себе хорошо»Раби Нахман из Бреслава

ПЯТЬ ИСТОРИЙ О ТОМ КОГДА МОЖНО СЛУШАТЬ ЛАШОН АРА

19 ноября 2014, 15:53

Отложить Отложено

 

Слушать лашон а-ра нельзя. Нельзя слушать, как поступки другого человека или его характер оценивают отрицательно (за исключением того случая, когда речь идет об общеизвестных рэшаим  злодеях, см.). Но проблема в том, что в жизни, к сожалению, бывает много отрицательного и очень часто необходимо знать не самую лучшую сторону людей и событий. Как же быть тогда? Вопрос этот не новый, и он (естественно) стоял еще перед Хафец Хаимом. 

Кстати, я слышал от имени одной рабанит, его правнучки: люди думают, что Хафец Хаим был таким святым не от мира сего. Но это абсолютно не так. Хафец Хаим был, по ее словам (на идиш), шпиц нормал  абсолютно нормальным человеком, который очень хорошо разбирался и в жизни, и в людях (см. также комментарий Рабейну Йоны к мишне Авот 1:6). 

И Хафец Хаим пишет (Законы о злословии, гл. 6, §§ 2-4): 

«Запрет слушать лашон а-ра существует только в том случае, когда информация человека не касается. Однако если информация ему нужна (или даже понадобится в будущем), например, если ему пытаются объяснить, что некто  человек ненадежный, а у него (слушающего) было намерение ввести его в свой бизнес, или взять в компаньоны, или породниться с ним, то изначально (лэхатхиларазрешено слушать (лашон а-ра), чтобы оберечь себя или других. Поскольку его намерения  не послушать, как унижают другого человека, а просто уберечь себя или других от убытка, ущерба или склок и раздоров. 

Слушать лашон а-ра разрешено также, если это принесет пользу другим. Например, если человек сможет пойти и упрекнуть того (объект злословия), убедить вернуть незаконно полученные деньги или извиниться перед тем, кого он оскорбил. 

Поэтому, чтобы быть чистым перед Небесами, нужно вести себя, когда слышишь лашон а-ра (а вдруг это может оказаться нужным), следующим образом: 

Когда подходит кто-то, начинает разговор и видно, что будет говорить что-то плохое, нужно спроситьКакое отношение это имеет ко мне? Чем я могу здесь помочь, или что я могу исправить? И если ему скажут, что в этом рассказе есть какой-то смысл, то слушать можно. Однако же, если из ответа ясно, что разговор бесполезный или это просто оскорбления и брань, тогда даже слушать запрещается. 

Иногда существует даже мицва слушать брань и оскорбления  когда человек думает, что если он все выслушает, то потом сумеет успокоить рассказчика или остальных слушателей и объяснить им, что они неверно поняли ситуацию. Или если он видит иной вариант лимуд зхут (см. http://toldot.ru/blogs/leib/leib_653.html).

Существует еще одна ситуация, в которой слушать  мицва: когда человек жалуется на другого, а слушатель понимает, что если он сейчас даст человеку выговориться, то тот (рассказчик) остынет и не будет рассказывать другим. Ведь другие могут поверить его словам  а это будет нарушение заповеди не верить лашон а-раИ так слушатель увеличит мир между евреями. Но со всеми этими разрешениями следует быть очень внимательным, чтобы не поверить лашон а-ра». 

 Итак, Хафец Хаим выделяет четыре возможных причины слушать лашон а-ра. 

1) Информация может пригодиться слушателю или другим людям для того, чтобы избежать ущерба, убытка и порчи нервов. 

2) Обладая этой информацией, человек сможет исправить уже существующую проблему. 

3) Выслушав эту информацию, человек сможет увеличить мир и согласие, убедив рассказчика или других слушателей, что это  лашон а-ра, не правда. 

4) Выслушав, человек увеличит мир и согласие, уменьшив количество людей, которые услышат этот лашон а-раПринять, так сказать, удар на себя и защитить других. 

 А теперь, как всегда, примеры из жизни обитателей израильского города Н-ска. 

 

 

 Съем квартиры 

Рабинович поехал к двоюродному брату на бар-мицву в Бейт-Эль. Отбармицвовавшись, Рабинович должен ехать обратно в Н-скЕму лень дожидаться автобуса. и он ловит тремп (попутную машину). Машина едет не совсем в Н-ска в ближайший мошав, а там его уже подберет друг Боря Коган. Ехать довольно долго, Рабинович скучает на заднем сиденье и слушает разговор, который ведут сидящие впереди. 

Водитель с пассажиром обсуждают поведение одной своей знакомой, которая занимается покупкой и сдачей квартир. По их словам, бизнес она ведет довольно жестко (это пока еще не лашон а-ра). Через несколько минут Рабинович понимает, к своему удивлению, что речь идет о хозяйке квартиры с первого этажа. А квартира как раз освободилась, и г-жа Красноставская (см. ), вдова с четырьмя детьми, хочет туда переехать.

Рабинович задает несколько вопросов и внимательно слушает разговор, иногда вставляя реплику и направляя разговор в нужное русло, чтобы как можно лучше понять, с кем его подопечная (см. http://toldot.ru/blogs/leib/leib_1287.html) будет иметь дело. Подъехав к Н-ску, он уже понял, что вдове с ее истрепанными нервами лучше не связываться с хозяйкой, которая, возможно, будет воевать за каждый шекель. 

Здесь Рабинович поступает правильно  и в том, что изначально слушает, и в том, что пытается узнать и выслушать как можно больше. Поскольку в этом случае важны именно детали  насколько жесткая, по каким вопросам будет спорить, сколько возьмет и т.д. 

 

 

Бизнес в Москве 

Боре Когану предлагают выгодную сделку в Москве. Нужно вложить полмиллиона долларов  с шансом получить миллион через года два-три. Звучит очень заманчиво. Коган считает и пересчитывает, думает, обдумывает и еще раз думает... И вроде все сходится. В бизнесе будут два местных партнера, Гинзбург и ХанукаевГинзбурга с Ханукаевым, а, как известно, в российском бизнесе все держится на честном слове. Боря звонит своему школьному товарищу, крутому московскому бизнесмену, Леше Назарову (см. http://toldot.ru/blogs/leib/leib_1464.html ). 

 Мне тут предлагают одно дело говорит он С этими Гинзбургом и Ханукаевым. Я их не знаю, можешь навести о них справки, что они за люди? 

Через две недели Назаров звонит Боре: 

 В общем, они тебя кинут. Без всяких, абсолютно. И еще...  и тут Назаров рассказывает ряд душераздирающих историй, изобилующих отжатиями, откатами, распилами, киллерами, крышами и прочими реалиями, обозначаемыми жаргоном современного российского бизнеса. А Боря Коган охотно слушает. 

 Давайте посмотрим на этот случай. Он похож на предыдущий, но здесь Боря Коган, в отличие от Рабиновича, поступает неправильно, продолжив беседу. Ему необходимо понять, можно ли доверять своим будущим партнерам. Ответ на это он получает уже в первую минуту. На этом польза от разговора заканчивается. Нужно было прервать Назарова, обильно его поблагодарить  и все. Выслушивать все остальные подробности не было смысла, поэтому Коган нарушил запрет шмиат лашон а-ра. 

 

 

История из корпоративной жизни (не города Н-ска) 

Много лет тому назад я работал в одной фирме и столкнулся там со следующей историей. 

Виктор работает менеджером, руководит группой программистов. Его самый способный и надежный сотрудник, на которого можно всегда положиться,  программистка Аня, молодая, но очень умная. В один прекрасный день Виктора вызывает к себе в кабинет Ариэль, начальник соседнего отдела и говорит: 

 Эта твоя Аня  ее нужно гнать отсюда, она врет, подставляет других и еще притворяется совсем невинной. 

 Ты о чем?  спрашивает немного опешивший Виктор. 

 Смотри, у меня на стороне бизнес. И она со мной договорилась взять товар для своего брата, чтобы он продал, а потом выручку поделить. Товар взяла, деньги не отдала. Я спрашиваю: где они? Она говорит, что принесет, а не принесла. И все время какие-то предлоги и отговорки. Она мне уже надоела, не буду это больше терпеть. 

 Ладно,  говорит Виктор Я с ней поговорю. 

Виктор вызывает Аню к себе в кабинет и полчаса с ней разговаривает, сначала ровно, а потом, когда выясняется, что Ариэль прав, на повышенных тонах. 

 Смотри, я завтра поговорю с Ариэлем и надеюсь, он мне скажет, что все улажено. 

Через день все было улажено. 

В данном случае Виктор поступил правильно, выслушав весь рассказ Ариэля, хотя это был, несомненнолашон ара. Он обладает влиянием на Аню и сможет, если то, что ему говорят,  правда, заставить ее исправить свой проступок. 

 

 

Говорим по-ашдодски (см. Нехемья 13:24)

Дядя Миша Кукушкинд идет домой из маколета (продуктового магазина). По пути вспоминает, что забыл Зое Наумовне взять колбасу. А ведь обещал. Назад идти  еще полчаса потратить. Идем дальше. А ведь обещал! При этой мысли дядя Миша внезапно останавливается и... чувствует сильный толчок сзади. Обернувшись, дядя Миша, в котором уже смешались духовная боль гамлетизма нравственного конфликта и физическая боль от внезапного удара в спину, видит сначала с левой стороны маленький велосипед.  А потом с правой стороны видит маленького восьмилетнего Офера Ягудаева (см. http://toldot.ru/blogs/leib/leib_2130.html ) с расшибленной коленкой. 

 Стариишь!  укоризненно говорит Офер За тебе упал я от офанаим («велосипед» на иврите). А потом поднимает велосипед и уезжает. 

Дядя Миша вне себя от гнева. Подходя к дому, он видит у подъезда привычную компанию  Зою Наумовну, Зинаиду Михайловну и Вениамина Лазаревича. 

 Какие эти Ягудаевы негодует дядя Миша.  Как можно так воспитывать детей! Этот, Томер, велосипеды ворует (см. http://toldot.ru/blogs/leib/leib_2130.html), а этот маленький Гомер на них на прохожих наезжает, да еще и хамит! 

Пока дядя Миша продолжает (под сочувствующее цоканье присутствующих) разглагольствовать о преимуществах советского воспитания и о плохих родительских качествах Ягудаевых, подходит Гидон (в прошлом Геннадий Вениаминович). Он слушает дяди-Мишин рассказ: 

 И мне говорит: стареешь! Я из-за тебя с велосипеда упал! 

Гидон с Ягудаевыми неплохо знаком и знает, что Офер тихий безобидный мальчик. Который, правда, знает русский язык примерно так же, как дядя Миша иврит. Так что то, что Офер произнес такую сложную фразу мало правдоподобно. И поэтому Гидон спрашивает: 

 Дядя Миша, а что он сказал, буквально? 

 Так он даже разговаривать не умеет. Вот: стариишь! Не мог даже нормально «стареешь» сказать. Да еще и тыкает. 

 Нет, дядя Миша, это Вы зря говорит Гидон Оферка сказал старый иш, то есть «старый человек». Он хотел Вас, наоборот, уважительнее назвать, а вышло стари ишОн же по-русски еле-еле говорит, а в иврите слова «Вы» нет, вот он и сказал «ты», как смог. Он совсем не хотел Вас обидеть. 

Здесь Гидон тоже поступает правильно. Выслушав лашон а-ра дяди Миши, он сможет его успокоить и убедить в том, что тот неверно оценил ситуацию. Поэтому это не считается шмиат лашон а-ра. 

 

 

Саша програмист ложится грудью ухом  на дот лашон а-ра 

После Шахарит (утренней молитвы) в субботу дядя Миша Кукушкинд подходит к Саше-программисту и начинает ему рассказывать, как он вчера был в гостях у Рабиновича и они очень мило беседовали, а дядя Миша ему рассказывал разные майсы из своей жизни и все было хорошо. А потом пришел Гольдштейн, и дядя Миша опять ввязался в спор насчет политики, и истории, и обитания слонов в Африке, и про китайцев, и в очередной раз был посрамлен. Дядя Миша жалуется на то, что у Гольдштейна нет уважения к старшему поколению и, вообще, он нехороший человек. 

Саша быстро окидывает взглядом пустеющую синагогу и понимает, что через минут десять никого не останется. Дядя Миша в принципе человек неплохой и даже добродушный, поэтому можно надеяться на то, что чолент и сто грамм свое дело сделают и дядя Миша успокоится, будет готовиться к следующему сражению с Гольдштейном, а горькими воспоминаниями об этом поражении ни с кем делиться не будет. 

Поэтому Саша берет удар на себя и следующие десять минут слушает дяди-Мишин монолог с глубокомысленным видом. 

Теги не заданы