«Девочки, тихо!»3 ноября 2019 года, Ита Минкина Иногда, в ровном гуле, как ракушки и фантики во влажном пляжном песке, попадались отдельные возгласы: изумления, возмущения, гнева и радости узнавания, когда девятиклассницы прерывали утомительное прозябание за партой новой порцией новостей, передаваемых затаенным шепотом.Наверняка многие читатели могут припомнить такие печальные случаи из своих школьных лет. У нас, например, на уроках физики была та еще дисциплина, потому что учителя сменялись со скоростью, близкой к скорости свободного падения. Куда там было справиться с невменяемыми восьмиклассниками периода полураспада .
Читать дальше
| |
Дитя у пианино1 ноября 2019 года, Александр Красильщиков Один мой светский знакомый пожаловался, что возвращение к религии связано с отказом от культурных ценностей современного мира, с лишением себя и семьи таких неизбывных спутников культурного человека, как театр, кино, изобразительное искусство, литература и поэзия, а также, в значительной мере, музыкальные мировые сокровища.Прежде чем ответить на это, хотелось бы понять, что вообще мы подразумеваем под культурой. Что это за фетиш, что за явление, которое, по мнению многих, характеризует интеллигентного человека. Культуру и искусство в светском мире принято считать высшим проявлением человеческой духовности. Взлёт человеческого духа, творческое озарение, душевная радость, сокровенные переживания – вот лишь некоторые общие признаки культурных достижений и духовности в мире светского человека
Читать дальше
| |
Смешение языков Адама и вавилонское Древо познания31 октября 2019 года, Меир Мучник Да, именно так, это не описка. Давайте посмотрим. Тему смешения языков и рассеяния народов в результате строительства Вавилонской башни мы уже обсуждали, но сейчас углубим и расширим ее, а также, обсудив теперь и грех Адама, попробуем определить общий процесс. Взяли и смешались?В истории смешения языков, много странностей. Изначально все человечество находилось в полном единстве и занималось общим делом, «великой стройкой», но потом Б-г смешал языки, и все, конец: «Один просит кирпичи, другой дает глину, первый встает и пробивает ему голову» (Раши, Берешит 11:7). Странно: если они вдруг обнаружили, что говорят на разных языках, надо было просто начать переводить и продолжать сотрудничать, как все и делают с тех пор. И зачем злиться и доходить до кровопролития, разве не явно, что тут простое непонимание и «дело техники»? Этот вопрос уже упоминали. Но более того, как именно произошло это смешение языков? Все люди говорили на одном, а потом р-раз - и каждый забыл тот язык, и заговорил на другом? И при этом даже не понял, что произошло, что у него теперь в голове и на устах другие слова, другая грамматика? Не понял, почему коллега вдруг неадекватно реагирует на его слова? Но ведь коллега явно издавал совсем другие, незнакомые звуки. Или, еще не осознав, что это разные языки, каждый подумал, что коллега вдруг начал дурачиться? Читать дальше | |
Светила. Штикл27 октября 2019 года, Гади Поллак
По нашей традиции, отмечаем начало семестра в ешивах и койлелях новым штиклом. Этот штикл посвящается двум большим светилам, оставившим нас сразу после праздника Симхат Тора - раву Нисиму Карелицу זצוק''ל и раву Шломо Залману Ульману זצוק''ל. Читать дальше | |
«Молодой человек!»24 октября 2019 года, Ита Минкина Когда этот молодой человек зашел в вагон, Сэмьюэл прямо подпрыгнул. «Уйди в другой вагон, уйди в другой вагон!!!» — мысленно шипел он.
Читать дальше
| |
Древо познания вокруг Древа жизни23 октября 2019 года, Меир Мучник Из-за какого-то плода?Странное дело грех Адама. Фундаментальное духовное падение с идеального уровня в результате… съедения плода. Не убийства или еще какого-то очевидно тяжкого греха. Тогда хотя бы была понятна суровость запрета и степень искушения. Но съесть плод - почему такой ужасный грех, и почему Адаму так трудно было воздержаться? Ну, в принципе само понятие запрета принимать что-то в пищу в Торе есть - например, законы Кашрута. Определенных животных нельзя есть, поскольку их духовные корни вредны для человеческой души, даже если физическая оболочка не выглядит вредной. Вот и Древо познания представляло собой не просто физическое дерево, но и духовное, и было вредно для тогдашней души Адама. Каким именно образом? Читать дальше | |
Протест против зла, которое я сделал23 октября 2019 года, Александр Стрельцов Сильное эффективное упражнение для глубокого духовного ощущения. ...
Читать дальше
| |
Пианино15 октября 2019 года, Ита Минкина Пианино пришло перед самым праздником Суккот. Мои родители незадолго до этого приехали в Израиль, и это был их багаж, приехавший морем и отправленный к ним, и только пианино высадили здесь, у нашего подъезда. До этого были долгие, страстные и бестолковые разговоры с конторой, ведающей доставкой: может, Сохнут или порт, или уже не помню что. Но, в конце концов, в один из дней пианино выгрузили перед нашим подъездом — в немыслимом деревянном ящике, похожем на саркофаг. Я и тогда не совсем точно знала, как должен выглядеть саркофаг, да и сейчас, через двадцать лет после этих событий, положение не улучшилось, но мне казалось, что именно так он должен выглядеть
Читать дальше
| |
Бесполезная ссуда13 октября 2019 года, Александр Красильщиков Что значит, по-вашему, быть глупцом? Настоящим, на все сто? Чтобы оставалось лишь с укоризной покачать головой, вздохнуть и пожалеть беднягу?Неудачник, шлемазл – не обязательно глупец. Просто - его песенка такая, он живёт себе и радуется, и не скучно ему, и не зябко – он так по жизни летит, без привязки к «индексу дней».Глупость – это другое, нечто конкретное, тяжёлое. Это - окаменевший пряник, который ещё пахнет, но его уже не надкусить. Более того, глупец всё, казалось бы, делает правильно, всё по «разнарядке», да только суть вещей от него ускользает
Читать дальше
| |
Субъективный человек и объективные решения — объяснение по рав Исраелю Салантеру, часть 16 октября 2019 года, Рав Арье Лейб Сначала хотелось бы извиниться перед читателями за длительное отсутствие. Но что делать, дел много, а времени мало. Итак, в прошлый раз мы рассмотрели подход РаМХаЛя к проблеме, как субъективному человеку достичь объективной правды и объективно правильного решения поставленной перед ним свыше задачи. РаМХаЛь обьяснял (см. предыдущую статью), что, хотя гарантированно правильного способа нет, есть, тем не менее, набор средств, которые позволяют человеку увеличить свои шансы принять правильное решение, или, даже если оно не будет достигнуто, избежать отрицательных последствий (см
Читать дальше
|