Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше не думать о других людях ни хорошо, ни плохо — чем думать о них плохо»Еврейская мудрость
У евреев всё, не как у других — когда наступает осень, и окружающие народы утепляют дома, мы предпочитаем палаточные городки. И не просто так, а чтобы стать ближе ко Всевышнему.

Заповеди, касающиеся праздника Суккот, перечислены в 23-й главе книги Торы «Ваикра». В частности, там сказано: «В шалашах живите семь дней, всякий уроженец в народе Израиля, пусть живут они в шалашах. Чтобы знали поколения ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда выводил их из земли Египетской».

В Вавилонском Талмуде приводится спор рабби Элиэзера и рабби Акивы. По мнению рабби Элиэзера, под шалашами подразумеваются облака славы, которые окутывали еврейский народ после выхода из Египта и защищали его от жары и врагов. Рабби Акива же считает, что речь идет о настоящих, обычных шалашах.

Рабби Яаков бен-Ашер, которого часто называют Тур, по названию его фундаментального труда «Арбаа турим», задает следующий вопрос: если Творец хочет, чтобы евреи строили шалаши в память об облаках славы, почему праздник Суккот отмечается не весной (в пору Исхода и появления облаков славы), а осенью?

По мнению Тура, дата праздника была установлена для того, чтобы наглядно показать: евреи исполняют те или иные обычаи не просто так, а потому, что Всевышний заповедал им это. В весенний период, когда погода теплеет, шалаши — не редкость. Те, кто работают в поле, именно в это время года строят легкие проветриваемые жилища.

Осенью, с наступлением холодов и началом дождей, обитатели шалашей возвращаются в свои теплые дома. А их соседи-евреи… делают ровно обратное. Постороннему наблюдателю станет ясно, что евреи строят шалаши не в свое удовольствие, а потому что Всевышний дал им соответствующую заповедь.

Виленский гаон в комментарии к «Песне песней» цитирует мидраш, согласно которому облака славы пропали сразу после того, как евреи создали себе Золотого Тельца и поклонялись ему. Близость евреев и Всевышнего была восстановлена не сразу. Сначала Моше поднялся на гору Синай. Затем спустился в Йом-Кипур 10-го тишрея.

Грех был прощен, но близость Всевышнего не была возвращена. 11-го тишрея Моше собрал евреев и обратился к ним с указанием жертвовать на строительство Мишкана (Скинии Завета). Приношения продолжались два дня, с 12-го по 13-е тишрея. На следующий день, 14-го тишрея, собрались мастера, которым было поручено построить Мишкан. 15-го началось строительство. И лишь тогда облака славы вернулись в стан народа Израиля.

Праздник Суккот наступает после Йом-Кипура. Шалаши, в которых сидят евреи, символизируют следующий этап в их отношениях со Всевышним. Он не только простил грехи Своему народу, но и даровал им Свою близость.


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе