Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Следующий за цдакой и милосердием найдет почет в этом мире и жизнь — в грядущем мире.»«Пиркей-де-рабби Элиэзер»
Тема

Благословение детей

Благословлять детей в субботу — распространенный еврейский обычай. Он упоминается уже в таких основополагающих книгах, как «Диним у-минhагим лэ-холь а-шана» раби Йосэфа Омеца — в разделе, рассказывающем об обычаях евреев города Франкфурта (70), «Минhагэй Маараль» (252), «Лэкет Йошар» (57). Родители кладут обе руки на голову ребёнка и говорят: «Да уподобит тебя Всевышний Эфраиму и Менаше» (если это мальчик), а затем произносят стихи Торы, в которых содержится Благословение коэнов (Бемидбар 6:22-26). Когда благословляют девочку, произносят: «Да уподобит тебя Всевышний Саре, Ривке, Рахели и Лее», а затем — тоже Благословение коэнов.

Почему, благословляя девочек, упоминают праматерей, понятно — они являются эталоном святости, праведности, благочестия. Но почему в благословении мальчиков упоминают именно Эфраима и Менаше, а не праотцев, не сыновей Яакова — родоначальников 12-ти колен Израиля, и не вождей еврейского народа, таких как Моше, Аарон, царь Давид, требует объяснения. И на самом деле объяснений этому много, упомянем одно из них. Сыновья Йосефа, Эфраим и Менаше, были в своем поколении единственными евреями в Египте — стране особой духовной нечистоты, идолопоклонства и крайнего морального падения. Тем не менее, они выросли Б-гобоязненными, благочестивыми, праведными евреями, воспитали в себе высокую мораль и замечательные человеческие качества.

Почему детей благословляют именно в субботу? Раби Моше Софер в своей книге «Хатам Софер» (сборник респонсов, Орах Хаим 23) пишет, что в течение всей недели человек занят вопросами пропитания, а в субботу он пребывает в состоянии покоя, святости, в добром расположении духа (по этой же причине в странах диаспоры коэны благословляют народ только в праздники).

Следующий вопрос, который требует объяснения: как еврей, который не является коэном, может произносить Благословение коэнов? И, в самом деле, некоторые авторитеты Торы пишут, что благословение родителей должно отличаться от обычного Благословения коэнов. Виленский Гаон полагает, что родители при благословении должны класть на голову ребёнка одну руку, а не две, чтобы подчеркнуть отличие от Благословения коэнов. Раби Моше Софер (комментарий к Торе, глава Насо) пишет, что благословение детей произносят тихо, а коэны благословляют народ громким голосом. Однако в Сидур Яавец приводится, что отец автора, великий Хахам Цви, возлагал обе руки на головы детей. Этот же обычай описывает автор сборника респонсов Даат Софэр (Орах Хаим 14) и объясняет: это не запрещено, поскольку родители просто благословляют детей, не имея намерения «благословить народ», подобно коэнам. Хофец Хаим приводит ещё одно объяснение, основанное на сказанном в Иерусалимском Талмуде (Таанит, глава 2): Благословление коэнов произносится только во время молитвы. Один знающий талмудист хотел дать своё объяснение, почему родителям не запрещено произносить Благословение коэнов: родители благословляют детей после выхода звёзд, а коэны благословляют народ только в дневное время. Но с этим можно не согласиться, ведь в канун Йом Кипура родители тоже благословляют детей, а это — светлое время суток. И те, кто принимает субботу задолго до выхода звёзд, как это часто бывает летом в странах, где темнеет поздно, устраивают субботнюю трапезу засветло и тогда же благословляют детей — до или сразу после субботнего кидуша.

И, конечно, каждый может добавить благословений своими словами — ведь родительское благословение имеет особенную силу!

Выводить материалы