Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Корень любого идолопоклонства — в стяжательстве»Раби Нахман из Бреслава
Тема

Подарки друзьям — Мишлоах манот

Оглавление

Как известно, одной из основных заповедей праздника Пурим является «Мишлоах манот» (буквально — «посылание яств»).

Источник заповеди [↑]

Обязанность мишлоах манот упоминается в Свитке Эстер «прямым текстом» (Эстер 9:19-22): «Поэтому иудеи-горожане, живущие в открытых городах, делают четырнадцатый день месяца Адара (днем) веселья и пиршества, и днем праздника и посылания подарков друг другу. И описал Мордехай эти события, и разослал письма ко всем иудеям, которые (живут) во всех областях царя Ахашвероша, ближним и дальним, Чтобы обязались сделать четырнадцатый день месяца Адара и пятнадцатый день его из года в год, — Как дни, в которые (добились) иудеи покоя от врагов своих, и (как) месяц, что обратил для них печаль в радость и скорбь в праздник, — сделать их днями пиршества и веселья, и посылания яств в дар друг другу и подарков бедным».

Подробно законы заповеди мишлоах манот рассматриваются в Шулхан Арухе, Орах Хаим 695:4.

Смысл заповеди [↑]

Угощение посылают в подарок для того, чтобы укрепить дружбу и братство между евреями. Известно, что, когда человек ест что-то вкусное, зная, что получил это блюдо в подарок от друга или знакомого, — отношения между этими людьми становятся более теплыми.

Еще одна причина, по которой было установлена заповедь: существует много людей, которые, с одной стороны, не считаются малоимущими, но, с другой стороны, сильно богатыми их также не назовешь. Такие могут приобрести основные продукты для трапезы в Пурим, но не в состоянии позволить себе более изысканные яства. Поэтому, когда они получают дополнительные блюда в Мишлоах манот, их трапеза становится более обильной, вкусной и праздничной.

Сколько и кому посылать? [↑]

Минимальное количество, при котором заповедь считается выполненной, это два подарка одному человеку. Это выводят из того, что в приведенных стихах Мегилат Эстер слова «Мишлоах манот» употреблены во множественном числе, а слова «друг другу» — в единственном. Кроме того, когда человек получает одно блюдо, это помогает ему не остаться голодным, а когда он получает два блюда, трапеза становится более приятной.

Но это — только минимальное количество. Тот, кто хочет доставить удовольствие друзьям, может послать несколько подарков разным людям. Сегодня так и принято: манот дают соседям, друзьям, знакомым. Это легко понять, ведь сегодня, когда люди более-менее могут обеспечить себя необходимым для трапезы в Пурим, цель заповеди — укрепить дружбу между евреями — достигается тем, что люди оказывают внимание друг другу. Т.е., иными словами, это своего рода способ показать человеку, что мы его любим и ценим. Поэтому важно, посылая подарок, указать свое имя, чтобы получатель знал, кому быть благодарным.

Кроме того, во многих местах принято использовать эту возможность, чтобы выразить признательность и благодарность. Например, посылают подарки преподавателям в хедерах и школах, раввинам и руководителям общин и т.п. Ведь даже если люди просто делают свою работу, это не освобождает нас от обязанности быть им признательными, тем более, что зачастую это работа довольно непростая.

Также эту возможность можно использовать для налаживания отношений с человеком, с которым произошла ссора. Это может быть как поводом попросить прощения, так и поводом простить другого.

Что посылают? [↑]

Как было сказано выше, посылают как минимум два блюда. Эти блюда должны быть разными. Например: хлеб и мясо, вино и пирог, конфеты и напиток. Не обязательно, чтобы благословения на эти продукты были разными, главное, чтобы сами продукты различались по вкусу и виду. Т.е. это могут быть два разных вида конфет, или два вида мяса, или мясо, приготовленное разными способами, например, вареное и жареное.

Тот, кто посылает в подарок, например, книгу, одежду и т.п., не выполняет заповедь Мишлоах манот, несмотря на то, что это радует получателя. Посылать надо именно продукты. Однако, если человек хочет добавить к блюдам что-то еще, например, книгу, чтобы больше порадовать друга, то, безусловно, это можно сделать.

Продукты в подарке должны быть готовыми к употреблению, поэтому нельзя, например, послать сырое мясо, которое еще нужно готовить. Но можно послать консервы, т.к. они уже готовы к употреблению в пищу.

Подарок должен обладать определенной значимостью, поэтому, например, недостаточно послать один орех, нужно такое количество орехов, которое можно назвать «порцией».

Изначально следует позаботиться, чтобы подарок соответствовал статусу того, кто посылает, и того, кто получает. Поэтому подарок известному уважаемому человеку должен быть соответствующим.

Изначально, чтобы дарение было более достойным, следует передать подарок через посланника. Дети в этом случае также могут быть посланниками.

Кто обязан посылать Мишлоах манот? [↑]

Каждый взрослый еврей обязан посылать манот. Хотя обычно женщины освобождены от заповедей, которые выполняются в определенное время, в данном случае они также обязаны посылать манот — ведь чудо Пурима имело к ним самое прямое отношение. Поэтому из соображений скромности желательно, чтобы женщина посылала подарки женщине, а мужчина — мужчине. Если подарок посылается от имени всей семьи, то неважно, посылают его мужчине или женщине.

Замужняя женщина также обязана посылать манот. Получается, что семейная пара обязана послать, как минимум, два подарка — один от мужа, другой от жены. Как было сказано выше, каждый подарок должен состоять из двух продуктов. При этом нет необходимости указывать, что этот подарок от жены, а этот от мужа, достаточно просто указать, что подарок посылает семья, ведь смысл заповеди — увеличить дружбу и братство среди евреев — достигается и таким образом.

Дети, которые достигли совершеннолетия (мальчики 13 лет и девочки 12 лет) также обязаны посылать манот, хотя они все еще живут у родителей и те их обеспечивают. В данном случае они должны посылать подарки от своего имени.

Несовершеннолетних детей, достигших возраста приучения к заповедям, необходимо приучать и к выполнению заповеди Мишлоах манот. Этого можно достичь, например, сделав их посланниками — доверив разносить подарки. Зачастую родители дают им возможность приготовить собственные подарки, которые они дарят своим друзьям.

Малоимущие, даже те, которые получают деньги цдаки, также обязаны посылать мишлоах манот. Если у бедного хватает пищи только на одну трапезу — для себя, он может обменяться ею с таким же бедным, и таким образом оба выполнят заповедь.

Время выполнения заповеди [↑]

Мишлоах манот необходимо выполнять в Пурим в дневное время. Как сказано в Мегилат Эстер (9:22): «… сделать их днями пиршества и веселья, и посылания яств в дар друг другу и подарков бедным.»

Тот, кто послал подарок в Пурим вечером, не выполнил заповедь. При этом, если человек собирается завтра днем выполнить заповедь должным образом, он может послать дополнительные подарки вечером в Пурим.

Поскольку эта заповедь относится именно к дню Пурима, тот, кто проводит праздник в одиночестве (ему некому послать манот), не может выполнить заповедь после Пурима. Однако сегодня, когда есть телефонная связь, эту проблему можно легко решить, позвонив товарищу и попросив его послать подарок от нашего имени. Можно также приготовить Мишлоах манот заранее, передать другу и попросить его быть посланником — передать этот подарок от нашего имени в день Пурима.

Различия между мишлоах манот и Матанот ле-эвйоним (подарки бедным)

Поскольку «посылание яств» часто путают с «подарками бедным», мы посчитали нужным указать некоторые различия между ними.

— Заповедь о Мишлоах манот выполняется, когда мы посылаем, как минимум, два блюда одному другу. Заповедь о Матанот ле-эвйоним выполняется, когда мы посылаем, как минимум, по одному подарку двух разным бедным.

— Заповедь о Мишлоах манот выполняется, когда мы посылаем продукты. Заповедь о Матанот ле-эвйоним можно выполнить, послав либо деньги, либо продукты. Сегодня принято давать Матанот ле-эвйоним деньгами.

— Цель заповеди о Мишлоах манот — увеличить дружбу и братство между евреями, поэтому важно, чтобы на подарке было указано имя того, кто посылает. Получателю важно знать, кому быть благодарным. Матанот ле-эвйоним являются цдакой, а, как известно, более высокий уровень цдаки — когда бедный не знает, от кого он получает пожертвование.

— Тот, кто приглашает бедного на трапезу Пурима, может выполнить одновременно обе заповеди — Мишлоах манот и Матанот ле-эвйоним. При этом, чтобы выполнить заповедь Мишлоах манот, необходимо поставить перед ним два различных блюда и сообщить, что это Мишлоах манот. Если, пригласив бедняка на трапезу, хотят выполнить заповедь Матанот ле-эвйоним, лучше не сообщать ему об этом.

Рамбам считает: лучше потратить больше денег на Матанот ла-эвйоним, чем на собственную трапезу и подарки друзьям, поскольку нет большей радости, чем порадовать сердце нуждающегося человека и помочь бедной семье.

Матанот леэвьёнимВыполнить заповедь онлайн!
Выводить материалы