Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Каждый обязан послать по меньшей мере две продуктовых посылки одному человеку, так как сказано в Писании: «…и посылание продуктовых посылок один другому» — видимо, оговоренный здесь минимум составляет две посылки одному человеку. И чем больше человек посылает продуктовых посылок своим друзьям, тем более он достоин похвалы. И тем не менее лучше раздать побольше подарков бедным, чем устроить более богатую трапезу и послать больше посылок друзьям, поскольку наибольшее величие и великолепие радости перед Святым, благословен Он — порадовать сердца бедняков, сирот и вдов. И тот, кто радует сердца этих несчастных, уподобляется Б-жественному присутствию, как сказано: «…оживляющий дух униженных и оживляющий сердца отчаявшихся».

2. Продуктовой посылкой называется только такая вещь, которую можно съесть как есть, без готовки, как, например, мясо или рыба, вареные, а не сырые1, сладости, фрукты, стакан вина или медовухи и т.д.

3. Всякий человек, даже самый бедный еврей, живущий на милостыню, обязан сделать по крайней мере два подарка двум беднякам, то есть по одному подарку каждому из них, как сказано в Писании: «…и подарки беднякам» — то есть, видимо, оговоренный минимум составляет два подарка двум беднякам. И, делая денежные подарки в Пурим, не выясняют, нуждается ли просящий в милостыне, а дают всякому, кто протягивает руку за милостыней. Если же человек находится там, где нет бедных, пусть оставит отделенные на раздачу деньги у себя2, пока ему не попадутся бедные, или пусть отошлет им.

4. Женщины также обязаны посылать продуктовые посылки подругам и раздавать денежные подарки бедным. Продуктовые посылки должны женщины посылать женщинам, а мужчины — мужчинам, а денежный подарок может женщина сделать мужчине и наоборот. Некоторые женщины полагаются на то, что мужья их сделают подарки и от их имени, и это неправильно, а следует каждой потребовать от себя делать это самостоятельно.

5. В Пурим все обязаны есть, пить и радоваться. Ночью 14-го Адара также следует радоваться и устроить себе чуть более богатую трапезу, чем обычно. Если Пурим выпадает на исход Шаббата, то, несмотря на то, что в Шаббат необходимо устроить третью трапезу, следует есть днем немного меньше3, чем обычно, чтобы оставить место для трапезы, устраиваемой ночью в Пурим. И, тем не менее, устраивая вечернюю трапезу, не выполняют тем самым обязанность устроить трапезу в Пурим, поскольку заповедано, чтобы эта трапеза происходила днем, как сказано в Писании: «…дни пиршества…». и следует зажечь свечи, символизирующие радость и праздник, также, устраивая дневную трапезу. И также ночью 15-го Адара следует радоваться несколько больше обычного4.

Продуктовые посылки друзьям и подарки бедным следует также посылать днем. И из-за того, что днем люди заняты посыланием подарков, трапезу затягивают до ночи. Молятся Минху ближе к середине дня, когда еще не скоро стемнеет, и устраивают трапезу после Минхи5. Но необходимо при этом, чтобы по крайней мере большая часть трапезы пришлась на дневное время. Когда же Пурим выпадает на пятницу, трапезу устраивают утром, из-за необходимости готовиться к Шаббату. И хорошо было бы немного позаниматься Торой, прежде чем начинать трапезу; основание для этого можно найти в стихе из Свитка Эстер: «У евреев был свет (и радость…)», и сказали мудрецы наши благословенной памяти: «Свет — это Тора» (так что стих говорит: сначала Тора, а потом радость — перев.).

Некоторые говорят, что в Пурим следует есть блюда из семян — в память о семенах, которые если Даниэль с товарищами в Вавилоне, и о семенах, которые ела Эстер, поскольку сказано в Талмуде (в комментарии на стих: «И назначил ей и ее девушкам лучшее…»), что Эстер ела сама и кормила своих служанок семенами.

(Как произносить Биркат а-Мазон в Пурим — см. выше, глава 44, параграфы 16 и 17).

6. Все пуримские чудеса были связаны с вином. Царица Вашти была наказана во время винного пиршества, а вместо нее появилась Эстер; и то, что произошло с Аманом и само его падение — все это было связано с вином. Поэтому обязали нас мудрецы наши благословенной памяти опьяняться вином, и сказали: Обязан человек напиться в Пурим настолько, чтобы не различать между «Проклят Аман» и «Благословен Мордехай». И уж по крайней мере человек обязан выпить больше, чем он привык, чтобы вспомнить чудо, а потом уснуть: ведь, когда он спит, он не видит разницы между: «Проклят Аман» и: «Благословен Мордехай»6! Однако тот, кто слаб физически, а также тот, кто знает про себя, что из-за вина пренебрежет, Б-же упаси, какой-либо заповедью, не сможет произнести благословения или помолиться, или поведет себя, Б-же упаси, легкомысленно — ему лучше не напиваться. И, что бы человек ни делал, пусть все его дела будут ради Небес.

7. Соблюдающий даже первые семь дней траура обязан посылать продуктовые посылки друзьям, а также давать денежные подарки бедным; но, тем не менее, ему не следует посылать ничего, связанного с радостью. Однако тому, кто соблюдает даже годичный траур7, не посылают продуктовых посылок, даже из того, что не связано с радостью. Если же это бедный человек, ему разрешается послать деньги или что-либо иное, не связанное с радостью. Если же в данном селении есть, кроме самого этого еврея, только еще один еврей, который соблюдает траур, он должен послать ему и продуктовые посылки, чтобы выполнить заповедь посылания продуктовых посылок.

(Что делать тому, кто соблюдает первый день траура, см. выше, глава 141, параграф 21).

8. В Пурим не следует заниматься работой8; тому же, кто занимается в Пурим работой, она никогда не принесет благословения; воспользоваться же помощью нееврея разрешается. И разрешается заниматься бизнесом9, и также разрешается писать, даже обычные письма, а также счета и все, что не требует слишком серьезного изучения, а тем более — писать что-то, связанное с заповедью, или делать что-то, нужное для выполнения заповеди. И также для самого Пурима разрешается заниматься даже самой настоящей работой.

9. 15-е Адара называется в нашей местности Шушан-Пурим. В этот день не читают ни Таханун, ни «Б-г долготерпеливый…», ни «Начальнику хора…». и также в этот день запрещено поститься и оплакивать мертвых, и устраивают в этот день чуть больше, чем обычно, пиршества и радость, но в «Шмонэ Эсрэ» не произносят вставку: «За знамения…». И в этот день разрешается жениться, так как в этот день не читают Мегилу. В день же, когда читают Мегилу и в который поэтому радуются по-настоящему, не женятся, поскольку «не смешивают одну радость с другой»10.

10. 14-го и 15-го числа первого Адара также не читают ни Таханун, ни «Б-г долготерпеливый…», ни «Начальнику хора…», и в эти дни запрещено поститься и оплакивать мертвых. 14-го числа первого Адара11 устраивают чуть более богатую трапезу.


1 Некоторые говорят, что годится и сырое мясо, если скотина зарезана.

2 Сколько постановила община, или сколько берут с него каждый год.

3 «Махцит а-Шекель».

4 Ночью 15-го Адара заповедь не обязывает есть, а днем 15-го Адара необходимо хоть немного поесть, причем не обязательно хлеба (даже по тем мнениям, по которым 14-го Адара необходимо есть непременно хлеб).

5 А некоторые пишут, что самый лучший вариант — устроить трапезу утром.

6 И так подобает поступать.

7 Если это — траур по отцу или по матери. А в тех местах. Где принято при встрече осведомляться о здоровье соблюдающего траур, это разрешается. (Только не следует посылать вещей, символизирующих радость). Если же человек соблюдает тридцать дней траура, это запрещено, даже если это — траур не по отцу и не по матери.

8 Запрещено ли это также ночью — мудрецы спорят по этому поводу.

9 Поскольку удачная сделка — это радость. Поэтому же если из-за несделанной работы человек потерпит убыток, ее разрешается сделать. И также разрешается работать тому, кому нечего есть.

10 См. несколько мнений по этому поводу в МБ, глава 696, параграф 28.

11 И также города, окруженные стеной, делают это только 14-го числа.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше