Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Береги свою речь

«Береги свою речь» — так называется практическое руководство, изложенное по книге «Хафец Хаим» рабби Исраэля Меира Акоэна. Его автором является рав Зелиг Плискин. Книга посвящена законам лашон а-ра, злоязычия. Злой язык — источник многих социальных болезней и духовных недугов, разъедающих душу человека и общества. Внимательно изучая эти законы, мы избавляемся от дурной привычки к злословию, что благотворно влияет на состояние души, здоровье и продолжительность жизни.

Оглавление

Труды рабби Исраэля Меира Акоэна [↑]

Прославленный рабби Исраэль Меир Акоэн известен всему миру под именем Хафец-Хаим. Так называется главный труд его жизни, которому посвящена книга «Береги свою речь».

Шедевром Хафец-Хаима, его лучшей и важнейшей работой, по всеобщему мнению, является «Мишна Брура», шеститомный комментарий к «Орах Хаим» (первой из четырех частей «Шульхан Арух»).

Другая его книга «Аават Хесед» («Любовь к доброте») представляет собой сжатый сборник еврейских законов о милосердии и о том, как давать ссуды; именно этот труд стал причиной формирования сотен благотворительных организаций во множестве общин, разбросанных по всем странам.

Хафец-Хаим был автором разъяснений трактатов, связанных с законами Храма, руководства по соблюдению заповедей евреями, проходящими военную службу, книг об этических законах ведения торговли, совершения сделок и пр. Темы работ мудреца разнообразны, но среди них есть одна, которой он посвятил особое внимание, — лашон а-ра (злословие).

Лашон а-ра [↑]

Злой язык — источник многих социальных болезней и духовных недугов, разъедающих душу человека и общества. Лашон а-ра лежит в основе ненависти, ревности, зависти. Невоздержанность в словах разрушает человеческие отношения, приводит к распрям и конфликтам. Многие теряют заработок, работу, добрую дружбу, семью только из-за того, что злословили по поводу других людей (или из-за того, что другие злословили на их счет). Иногда лашон а-ра становится даже причиной ранней смерти человека.

Все прекрасно понимают, что лашон а-ра — зло, что сплетни и злословие — грех. Однако гибкое человеческое сознание изобретает множество уловок, чтобы этот грех постоянно совершать и оправдывать. «Я только пошутил», «мои слова его не обидят», «то, что я говорю, чистая правда», «это известно всем», «поверьте, мои слова — не злословие, я желаю ему только добра», — ряд оправданий бесконечен.

Книги Хафец Хаима о законах речи [↑]

Чтобы разъяснить и как-то исправить создавшееся положение, рабби Исраэль Меир составил практический труд по законам лашон а-ра, который назвал «Хафец Хаим».

С большим энтузиазмом встретил еврейский мир первое издание книги (1873), отпечатанной в количестве четырех тысяч экземпляров. Впервые воедино были собраны и систематизированы все законы о лашон а-ра. «Хафец Хаим» начали изучать индивидуально и в ешивах. Книга стала настольным пособием таких знатоков Торы, как рабби Исраэль Салантер и руководитель Гурских хасидов.

В дополнение к своему труду Хафец-Хаим написал еще несколько работ, посвященных моральным законам речи: «Шмират Алашон», «Ховат Ашмира», «Кевод Шамаим» и др. В этих книгах мудрец призывает нас бережно относиться к каждому произносимому нами слову, к каждой интонации, причем подкрепляет свои высказывания цитатами из Талмуда и Мидраша.

Своим названием книга «Хафец Хаим» обязана стиху: «Кто тот человек, жаждущий жизни (на иврите “жаждущий жизни” — хафец хаим), любящий дни, чтобы увидеть хорошее? Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана» (Теилим 34:13—14).

Будучи удивительно скромным человеком, рабби Исраэль Меир опубликовал свою книгу анонимно. Читатели, еще не зная, кто автор этого труда, стали называть его Хафец-Хаим. Эти два слова превратились потом в имя автора, потеснив его настоящее имя.

«Хафец Хаим» и «Береги свою речь» [↑]

Книга «Береги свою речь» не является переводом книги «Хафец Хаим». Это лишь адаптированное изложение этого классического труда, цель которого — помочь тому, кто не может из-за недостаточного знания языка прочесть труд в оригинале, т.е. облегчить такому человеку понимание важнейших законов иудаизма. В текст непосредственно включены наиболее важные выдержки из книги рабби Исраэля Меира. Составитель адаптации подкрепил ее реальными примерами из современной жизни, чтобы ярче и доступнее проиллюстрировать практическое применение законов, систематизированных Хафец-Хаимом.

Однажды некий коммерсант из Варшавы представил рабби Исраэлю Меиру список его книг, которые он хотел бы у того приобрести. Быстро просмотрев перечень, мудрец спросил: «Я вижу, вы заказали все мои книги, кроме “Хафец Хаим”, сборника законов о лашон а-ра. Вас не интересует эта важная тема?» Коммерсант ответил: «На самом деле, я собирался приобрести и эту книгу. Но я боюсь… Видите ли, у меня такая работа, что каждый день приходится встречаться со многими людьми. Разные люди говорят разное. У меня просто нет возможности не говорить и не слушать лашон а-ра». На это Хафец-Хаим сказал ему: «Я хорошо знаком с этой проблемой и даже обсуждал ее с рабби Исраэлем Салантером. Он сказал мне так: человеку имеет смысл просто взять и прочитать вашу книгу о лашон а-ра, даже если, прочтя ее и закрыв, он только вздохнет…»

Чистый язык и окончательное освобождение [↑]

Некоторые люди считают, что человеку предпочтительней грешить, находясь в неведении о греховности своих действий, нежели грешить сознательно. Но этот принцип неприменим к заповедям, которые подробно описаны в Торе (например, лашон а-ра или сплетни, рехилут). Сама Тора предписывает нам постоянно помнить о том, какое наказание получила Мирьям за произнесенные ею осуждающие слова в адрес пророка Моше.

Еврейский народ обладает особым достоянием — он избран Создателем Вселенной для получения Его Учения. В этом мы усматриваем главное отличие от остальных народов, но вместе с тем и бремя колоссальной ответственности. Однажды из-за грехов народа Израиля был разрушен Храм, а народ изгнан из Эрец Исраэль, причем изгнание длится по сегодняшний день. В Талмуде отмечается, что именно лашон а-ра — причина нашего изгнания.

Имея возможность внимательно и скрупулезно изучать законы речи, человек может постепенно избавиться от привычки злословия. Так, благословленные этим достижением, мы ускорим окончательное освобождение.

Выводить материалы

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Береги свою речь. Жизнь и смерть — во власти языка. Выдержки из книг по еврейской этике

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Береги свою речь. Святость речи. Выдержки из книг по еврейской этике

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Воздержание от злословия — лепта в будущее восстановление Храма. Наши мудрецы призывали постоянно следить за речью, а также утихомиривать спорщиков.

Береги свою речь. Каким сплетням не верить?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя верить не только сплетням, рассказанным приватно, но и сомнительной информации, которая была сообщена в присутствии нескольких человек. Нельзя также принимать за истину информацию о причастности конкретной персоны к нашим проблемам.

Береги свою речь. Как не слушать лашон-ара?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"

Береги свою речь. Как нельзя говорить?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Некоторые частные случаи лашон-ара.

Береги свою речь. Еще несколько законов

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Если вы чувствуете, что кипите от возмущения и готовы с гневом высказать свои претензии тому, кто это возмущение вызвал, - знайте, что (в большинстве случаев) так поступать запрещено.

Береги свою речь. Слушать сплетни?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Иногда сплетни несут в себе информацию, которая способна предотвратить ущерб. Можно ли ей верить? Можно ли заранее расспрашивать окружающих о негативных качествах бизнес-партнера?