Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Балак

07 июля 2011, 10:32

Отложить Отложено

            Однажды днём, в Шабат недельной главы "Балак", один из учеников Аризаля зашёл к своему учителю домой. Ари спал.  Лицо его было пунцово красным, а губы что-то шептали. И понял ученик, что сейчас душа Аризаля поднялась наверх, и он  в небесной  ешиве учит Тору. Позже, воспользовавшись возможностью, спросил его ученик, что Ари учил во сне, и попросил открыть и ему. "Мне открыли тайны, скрытые в этой недельной главе Торы, - ответил Аризаль, - но боюсь, что передать тебе я их не смогу, у меня просто не хватит времени. В этом мире мне потребуется восемьдесят лет, чтобы пересказать то, что мне открыли во сне".

            Мы знаем, что Балак был большим колдуном, чем Билам. Именно он находил "слабые" места в нашем народе, там, где стоит произнести проклятия, и они могут подействовать. Тора называет его сыном Ципора, то есть сыном птицы. Зоар объясняет, что у Балака была особая птица, которая с помощью колдовства открывала ему тайны и предсказывала будущее.  Обладание этой птицей  давало ему особую силу.

Для чего же ему был нужен Билам? Талмуд говорит, что Билам обладал уникальной в мире способностью проклинать. Только он интуитивно чувствовал времена, когда в мире в полную силу действует Мера Суда, его проклятия, произнесённые в эти мгновения, обладали убийственной силой. Можно задать закономерный вопрос.

Почему проклятьям этого человека Тора уделяет столько внимания? В мире существует один Хозяин, и только Он решает, что должно произойти с человеком, какое же значение имеют слова, со злостью произнесённые кем-либо? Этот вопрос актуален и для нас с вами. Сегодня существует целый ряд средств, призванных помочь человеку, пострадавшему от заклятий и сглаза.

Но прежде всего,  почему человек  вообще может от них пострадать?  Ор Ахаим объясняет нам важный принцип. Мы живём в мире Всевышнего, и Его требования по отношению к нам хорошо известны. Если человек их выполняет и может с честью выдержать беспристрастный и справедливый экзамен Творца, никакое зло его не коснется. К сожалению, нередко мы не выдерживаем этот экзамен и нуждаемся в Милосердии, снисходительном отношении Б-га к нам. Несмотря на то, что человек заслуживает наказания, призванного исправить последствия зла, которое он совершил, Всевышний прощает, даёт ещё шанс, откладывает наказание, разбивает его на части. Существует тринадцать принципов, по которым действует Милосердие Всевышнего. На это снисходительное отношение к человеку может подействовать проклятие. Подобно тому, как "санегория", заступничество праведника может оказать влияние на Небесный Суд и защитить человека, точно так же обвинение, проклятие, сглаз способны навредить ему, убедить Небесный Суд, что проявлять снисхождение к этому человеку, который и так виновен, больше не следует, спаси нас от этого Б-г.  Таким образом, чем праведнее человек, чем увереннее он стоит на своих ногах, тем больше он защищён от всего дурного. А праведники, такие как рабби Ханина бен Доса, могут даже позволить себе засунуть ногу в  нору змеи. Змея укусила ногу рабби Ханины и умерла. Поднял её рабби Ханина и сказал: "Видите, не змея убивает, а грех". Я желаю всем нам заслужить такую возможность. Праведность – это сила!

"И сказал ему ангел Г-спода: за что бил ты ослицу твою уже три раза?.. Если бы она не свернула от меня, я даже убил бы тебя, а её оставил бы живою". Почему ангел недоволен именно тем, что Билам бьёт свою ослицу, ведь он действительно не видел ангела? Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל זי''ע объясняет, что человек, претендующий на роль пророка Всевышнего, обязан проявлять внимание к тому, что он видит вокруг себя. И если рядом происходит явление необычное, которое никогда не происходило, он обязан понять, что это  знак ему Свыше не идти такой дорогой. Ослица всегда слушалась Билама, как  он сам признает. Поэтому, увидев  первый раз в жизни, что она отказывается идти, он должен был понять, что Свыше не хотят, чтобы он шёл. Вместо этого, он бьёт её, чем показывает, что его совершенно не интересует, чего хочет Всевышний. Он упрямо стремится к своей цели погубить наш народ, а Именем Б-га просто прикрывается. Поэтому и разгорелся на него гнев Всевышнего.

Этот отрывок может научить нас отношению к жизни. Б-г отвечает нам  событиями нашей жизни. Если мы будем разговаривать с Ним и рассказывать Ему то, что нас волнует, просить Его совета и поддержки, Он ответит нам тем, что произойдёт с нами после этого -- различными встречами и происшествиями. Разумеется, человек должен быть реалистом и трезво воспринимать происходящее вокруг него. Но тем не менее, если мы не забудем, что живём в мире Б-га, всё происходящее приобретет и  другой смысл. Мы увидим, что Он отвечает нам, разговаривает с нами и идёт с нами по жизни.

 

Из рассказов о праведниках

Рабби Исруэль Баал Шем Тов זצק''ל זי''ע был поздним ребёнком, поэтому в раннем детстве он остался круглой сиротой. Перед смертью его отец рабби Элиэзер благословил его и завещал ему никого не бояться в мире, кроме Б-га.  В молодости Бешт работал помощником меламеда. Он собирал детей и шёл с ними к месту учёбы, по дороге распевая с ними слова молитвы и рассказывая истории, а после учёбы отводил их домой. Баал Шем Тов благословлял каждого ребёнка и желал ему вырасти евреем с тёплым сердцем. Его труды не пропадали даром, и молитвы этих детей доставляли особое удовольствие на Небесах. Однажды там возникло обвинение, и вот, местный колдун решил помешать еврейским детям. Он обратился в страшного зверя, и когда они вместе с Бештом проходили по опушке леса, вышел им навстречу, громко рыча. Дети испугались и убежали домой. Больше учить Тору дети не ходили -- боялись и они, и взрослые. По ночам этот зверь страшно выл и рычал, и евреи прятались по домам. Так прошло несколько дней. С большим трудом удалось Баал Шем Тову уговорить родителей доверить ему детей. У него есть палка, говорил он, и он сможет защитить детей от зверя. Но когда дети во главе с Бештом  подошли к лесу, они опять увидели страшного зверя, который с рычанием бросился на них. Вспомнил Баал Шем Тов завет своего отца никого не бояться, и пошёл зверю навстречу. Он изо всех сил ударил его палкой по голове,  зверь упал и затих. Когда, распевая молитвы, дети проходили мимо него, они увидели, что никакой это не страшный зверь, а просто старый колдун, который жил в этих краях.

                                                                       Агит Шабос,  Яков Доктор.

Теги: Недельная глава, хасидские истории