Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Пинхас

13 июля 2011, 15:10

Отложить Отложено

            "Заключил союз  я с моими глазами, и что мне глядеть на девицу?…" (Иов 31,1). Кожнице Магид זצק''ל זי''ע приводит интересное объяснение этого пасука от рабби Шмелке из Николашбурга זצק''ל זי''ע. В Кабале два месяца, Тамуз и Ав, именуются "глазами матроны", их природа связана со свойством глаз. Обычно большинство  людей пробуждаются к тшуве и начинают проверять свои поступки в месяце Элул, специально для этого предназначенном. Но тому, кто служит Всевышнему, как следует, весь год, и даже в месяцах Тамуз и Ав следит за собой, чтобы не упасть со своей ступени, то есть заключает союз со своими "глазами", тому и в месяце Элуль, знак зодиака,которого "дева" не нужно проверять себя больше. Наоборот, благодаря их готовности, святость месяца Элул сама подействует на них и они с лёгкостью поднимутся с её помощью на новую высоту.

            Мы сейчас вступаем в тяжёлый период года. Середина лета, жара усиливается, усталость, накопившаяся за целый год, даёт о себе знать всё больше. Начинается период каникул и отпусков, когда естественно расслабиться,  «дать себе волю». Хасидизм учит нас, что времени, потерянного для служения Всевышнему, не существует. В каждом сезоне года, в любое время суток можно и нужно начинать заново хорошее дело и продолжать его, и Б-г во всякое  время, в самых простых или экстремальных условиях окажет человеку в этом необходимую помощь. Бывают ситуации, когда человеку необходимо сменить обстановку, отдохнуть. Ведь наша жизнь – это война со злом внутри нас, а в войне всегда время активных действий чередуется с периодом накопления новых сил. Но в любое время, в любой обстановке отпуска от еврейства не бывает. Еврей должен оставаться евреем и идти по жизни со своим Б-гом в любой ситуации. Если в эти тяжёлые месяцы мы сумеем не потерять своей ступени, то в следующем за ними месяце Элул нас обязательно  ждет новый подъём и удача.

            Каждый, кто изучает Талмуд, сталкивался с понятием "тейку". Иногда на поставленный вопрос Гмара не находит однозначного ответа и  тогда говорит: "тейку", что означает "Тишбри – то есть Элияу Анави придёт и объяснит все кушиёт и вопросы" («тейку» состоит из начальных букв этих слов).

           Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל זי''ע рассматривает интересный вопрос. Что имеется в виду, о каком приходе пророка Элияу идёт речь? Безусловно, не о нашем времени, ведь Элияу и сегодня приходит к нам: незримо во время каждой церемонии обрезания, и кроме того, и в теле -- с различными поручениями. Но Талмуд явно имеет в виду не это. Очевидно, речь идёт о периоде Воскрешения из мёртвых, когда все, когда-то жившие, возвратятся в свои тела и оживут. С приходом Мошиаха в мире начнут происходить изменения, которые приведут, в конце концов, к Воскрешению из мёртвых. В это время оживут и другие мудрецы и праведники, такие как авторы Талмуда и даже сам Моше Рабейну. Одевшись  в тела, они будут жить в нашем материальном  мире, и появится  возможность обсудить с ними все неясные вопросы в Торе и получить на них ответы. Почему же тогда Талмуд связывает эту возможность именно с приходом Элияу Анави, а не, например, с Моше Рабейну? Рабби Леви Ицхак отвечает на это следующее. Всевышний даровал нашему народу Тору. Это означает, что отныне  "она не на Небесах…".  Как мудрецы и праведники Израиля, пользуясь имеющимися у них возможностями, решат тот или иной вопрос и установят Закон здесь, на земле, так он и будет выглядеть  на Небесах, и Всевышний будет управлять этим миром согласно их правилу. Но такая прерогатива есть только у  живых. Покинув этот мир, мудрец лишается возможности влиять на установление Галахи, Закона. Только тот, кто находится в нашем мире, знает, каким образом, используя какое качество,  связанное с каждым Законом, необходимо применить в управлении нашим миром. Элияу Анави отличается от других праведников тем, что никогда не умирал. Он  поднялся живым, в своем теле. На уровне сферы Солнца он "раздел" своё тело и оставил его там "на хранение", а сам поднялся  выше. Так что он единственный мудрец, у кого есть возможность сохранять постоянную  крепкую связь с нашим миром,и посещать его зримым образом. Для этого он одевается в своё тело, которое сохранил. Поскольку Элияу не покинул окончательно этот мир, он жив и сегодня -- в нашем понимании этого слова. И потому только у него будет возможность устанавливать Закон, разъяснять трудные вопросы и принимать решения, обязательные для всех: и для Всевышнего, и для людей.

            "Вот, Я посылаю вам Элияу Анави…" "Меор Эйнаим" говорит, что это пророчество не только о приходе Мошиаха, но на все  времена. Пинхас, он же Элияу, как учат наши мудрецы, в критический момент решился на самопожертвование, пошел на верную смерть и позор ради освящения Имени Всевышнего. В этот момент к нему на помощь Свыше пришли дополнительные душевные силы: души Надава и Авиу присоединились к нему. А с ними -- и та сильнейшая жажда близости к Б-гу, "тшука", которая толкнула их в своё время  на опрометчивый поступок, стоивший им жизни. Так Пинхас, Элияу, приобрёл это свойство. С тех пор его приход означает пробуждение в человеке "тшуки", желания приблизиться к Б-гу, необходимое для достижения любого совершенства в духовности: перед началом молитвы, новой мицвы, перед штурмом любой новой вершины. И в этом задача Элияу перед каждым из нас и перед всем народом в целом до прихода   Мошиаха. Его назначение --пробудить  силу нашего желания.

Из рассказов о праведниках

            15 Тамуза юрцайт рабби Хаима бен Атара, святого Ор Ахаима זצק''ל זי''ע.  Известно, что между Баал Шем Товом и Ор Ахаимом существовала связь душ, хотя в материальном мире они ни разу не встречались. Эти встречи происходили неоднократно во время "алият нешама", поднятия души в высшие миры. Благодаря Бешту и его ученикам, комментарий Ор Ахаима стал настолько популярным у ашкеназим, что даже появился специальный вид уроков Торы – Ор Ахаим на недельную главу. Все цадиким говорят об особых свойствах этого комментария. Рабби Исруэль из Рижина זצק''ל זי''ע говорил, что он очищает душу так же, как святой Зоар. Он пробуждает в еврее любовь к святой Торе, жажду её учить и желание верить. Могила Ор Ахаима на Масличной горе является одним из святых мест Ирушалаима, где принимаются многие молитвы. Широко известна история, произошедшая в 1942 году. Германская армия Ромеля одерживала победу за победой в Африке и рвалась на Святую Землю. Этот мерзавец с усиками в Берлине, да сотрётся его имя, начал  даже называть сроки овладения Ирушалаимом. Над Святой Землей нависла страшная опасность. Положение было критическим. На юрцайт Ор Ахаима евреи собрались возле его могилы на  молитву и вынесли Сефер Тору. Закончив всю книгу Теилим, они начали её вновь. Вдруг Адмор рабби Исруэль из Гусятина זצ''ל воскликнул, что молиться больше не надо, молитва принята, он видит на надгробии горящее Четырёхбуквенное Имя. И действительно, после этого произошло чудо перелома в войне, и нацисты в эту Страну не вошли.

            В 1948 году иорданцы начали планомерно разрушать еврейские памятники в Старом Городе,  синагоги и могилы. Но снести могилу Ор Ахаима им так и не удалось. Несколько раз бульдозер ломался возле неё, а один раз даже перевернулся и скатился с горной кручи вниз, водитель погиб. После этого могилу оставили в покое.

            Известно несколько случаев нашего времени, когда дав обещание на могиле Ор Ахаима учить каждую неделю весь его недельный комментарий, или обещав устроить трапезу в его честь, человек удостаивался спасения от своей беды. Пусть  заслуги  Ор Ахаима помогут и защитят нас!

                                                                                    Агит шабос,  Яков Доктор.

Теги: Недельная глава, хасидские истории