Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если друг нуждается в твоей помощи, чтобы разгрузить осла, а недругу требуется помощь в нагрузке осла, иди и помоги недругу, чтобы преодолеть своё побуждение ко злу, и хотя заставлять животных страдать запрещено Торой, но подчинение злого начала предпочтительнее»Талмуд, трактат Бава Мециа 32

Масъэй

Отложить Отложено

            "Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской по ополчениям своим под руководством Моше и Аарона. А Моше записал места их выхода в походы их по слову Г-сподню". Великий Магид рабби Дов Бер из Межерич זצק''ל זי''ע объясняет, что смысл всех переходов евреев по пустыне в том, чтобы очистить эти места,  освободить и поднять искры святости, которые в них находились. Поэтому Тора перечисляет не просто названия стоянок, а именно переходы и те места, которые удалось евреям исправить. И потому --"А Моше записал места их выхода" – то есть места выхода искр святости. Ни в одном лишнем месте, в котором нечего было исправлять, евреи не побывали!

            Кожнице Магид זצק''ל זי''ע говорит: бывает, что человек искренне, от всего сердца стремится служить Всевышнему, но у него ничего не получается. Объяснение этому в том, что он не очистил себя как следует от своего дурного прошлого, нечистых привычек, качеств и представлений. Это тянет его назад и мешает по-настоящему приблизиться к святости. Поэтому тот, кто желает действительно исполнять волю своего Творца, должен как следует очистить себя от всего дурного и основательно пересмотреть весь свой прежний жизненный путь. Это и называется сделать настоящую, полную тшуву,  после которой только и возможно удостоиться настоящего служения,  угодного Б-гу. На это правило намекает наша фраза: "Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской" – в начале пути необходимо действительно покинуть землю Египетскую, вместилище всего дурного.

            Глава "Масъэй" – это глава  подведения итогов, завершение Книги Бамидбар и в значительной степени всей Торы. Пятая Книга, Дварим – это заключительная речь Моше, сказанная им в последние 36 дней своей жизни. Основной итог всего пути, который евреи проделали со Всевышним по пустыне подводится именно в нашей главе. За сорок лет странствий евреи сделали 42 перехода. Это соответствует Сорокадвухбуквенному Имени Всевышнего, с помощью которого, согласно Кабале, происходит поднятие  миров. Это Имя в скрытом виде мы произносим во время молитвы. Оно закодировано в "Молитве рабби Нахунии бен Акана" – "Ана бекоах гдулат яминха", в которой  ровно 42 слова. Так евреи, ступень за ступенью, поднимались, всё более удаляясь от Египта.

            Оглядываясь назад, на содержание Книги Бамидбар, можно видеть, что почти все грехи нашего народа, описанные в ней, имеют одну общую основу. Это неверие, которое евреи пустили в своё сердце и выражали словами. И претензии жаждущих мяса в главе "Беаалотха", и плач в ночь на Девятое Ава в главе "Шлах", и бунты главы "Корах" и главы "Хукат"-- все происходило от недостатка веры.

             Еврей, даже не понимая смысла того, что  происходит с ним, обязан знать и помнить, что он идёт по жизни не один, что рядом всегда его Б-г,  Который любит его как отец и никогда не оставит, Который позаботится о нём и защитит его, Который Всемогущ и является единственным и полновластным Хозяином  этого мира и всего сущего. Который желает нам, Его детям, добра. И всё, что Он посылает, делается только ради нашего блага, для нашей пользы.

             Мы привыкли оценивать человека по конкретным поступкам. И это совершенно правильно. Но существует ещё одна важнейшая шкала – это чистота сердца: не только что человек делает или не делает, но и как делается, с каким уровнем веры, любви и трепета перед Б-гом. Именно это решает все, в конечном счёте, как говорит Талмуд в Трактате "Макот": "Пришёл пророк Хавакук и свёл всю Тору к одной основе -- "Праведник верой своей будет жить".

            Мы видим немало примеров того, как вера евреев изменяла соотношения сил на Небесах и спасала их. Так, при переходе через море Ям Суф, когда, казалось, нет спасения, именно вера в своего Б-га подвигла Нахшона броситься в бушующие волны. И оказалось, что иногда действие важнее слов, готовность самоотверженно идти за Б-гом сильнее молитвы. Мидраш рассказывает, что у  рабби Акивы  был учитель -- рабби Нохум Гамзо, прозванный так за свою привычку во всех, даже самых безвыходных, ситуациях говорить: "Гам зу летова" – "и это к лучшему". Именно эти слова, показатель его абсолютного доверия к Б-гу, снимали все обвинения на Небесах и спасали его и других евреев, как видно из  рассказов о нем.

            Мы живём с вами в такое время, когда верить тяжело, время большого Сокрытия Лица, время, когда вокруг царят безверие и цинизм. Но это значит, что именно в наше время вера еврея ценится больше, и заслуга того, кто стремится к вере, выше, чем когда-либо.

             В заключение мне хотелось бы привести слова святого Баал Шем Това. Он, которому было открыто очень многое, говорил: "Всему тому, что я умею и знаю, я готов предпочесть простую искреннюю веру обычного паренька". Дай Б-г   и нам с вами удостоиться настоящей, искренней цельной веры!

           Мы привыкли, что приехать на Святую Землю и жить в ней это очень просто. Но для многих величайших евреев удостоиться подняться в Эрец Исроэль – это мечта, которую им так и не удалось осуществить. Вспомните Моше Рабейну, который, несмотря на все молитвы, так и не вошёл в Землю Обетованную.

             Баал Шем Тов  предпринял несколько попыток приехать на Святую Землю, которые закончились неудачно. Вот одна из них, о которой рассказывают цадиким. На пути в Эрец Исроэль Бешт добрался до Константинополя, где закончились все его средства, так что у него не было даже возможности провести Пейсах. В последний момент его пригласил в гости на Сейдер один местный еврей.

              Баал Шем Тов был очень благодарен ему и решил  благословить. Увидев, что, несмотря на солидный возраст, у хозяев нет детей, он благословил, чтобы у них родился сын. Тут он услышал круз на Небесах, который провозгласил, что своей брахой Баал Шем Тов нарушил весь порядок в мире, так как хозяину дома иметь детей было не положено. В наказание он, Бешт, лишается своей доли в Грядущем Мире.

             Услышанное не расстроило Баал Шем Това. Наоборот, он решил, что теперь его служение будет совершеннее, так как он будет служить Б-гу только ради того, чтобы сделать Ему приятное, без малейшего намерения получить что-то от Него в награду. Он радостно сказал хозяину:  "Я и не знал, что на роду тебе было написано не иметь детей. Но ничего, теперь они у тебя обязательно будут, слава Б-гу". После этого он услышал опять круз на Небе, который сказал, что доля в Грядущем Мире ему возвращается, а предыдущий круз был просто испытанием.

По дороге в Эрец Исраэль корабль Бешта потерпел крушение, и он вместе с другими пассажирами оказался на незнакомом берегу. Там на них напали разбойники, которые отобрали все их вещи. Бешта и еще одного еврея привязали к дереву. У Бешта в этот момент случилось затмение разума, он ни на что не реагировал и ничего не предпринимал.

-- Ребе, сделайте же что-то, - молил  еврей, - ведь они нас просто убьют".  Баал Шем Тов ответил, что сейчас у него нет силы, и ничего он сделать не может.

-- Ребе, но как же быть?"

-- Нужно молиться", - отвечал Бешт.

Еврей был безграмотный и молитв наизусть никаких не знал, и Баал Шем Тов тоже не мог ничего вспомнить.

-- Знаешь что, - сказал он, -- давай будем просто говорить буквы нашего святого языка, которыми Б-г сотворил мир, это и будет нашей молитвой". Они начали с чувством произносить: "Алеф, бейс, гимел, далет, эй, вув…"

Произнося святые буквы,  Бешт  воодушевлялся всё больше и больше. Тут силы и разум вернулись  к нему, они освободились и были спасены. На Святую Землю он не поехал и  вернулся назад.

                                                            Агит Шабос,  Яков Доктор.

Теги: Недельная глава, хасидские истории