Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Также пусть человек имеет в виду, что колесо фортуны поворачивается, и рано или поздно он сам, или его сын, или внук будут нуждаться в милостыне. И пусть ему даже в голову не приходит сказать: «Как же я буду растрачивать свои деньги на милостыню?» Поскольку следует ему знать, что деньги эти не его, а лишь даны ему на хранение, чтобы он делал с ними то, чего хочет истинный хозяин их, и это — доля его от всего его труда в этом мире, как сказано: «…и пойдет впереди тебя милостыня твоя».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Хукат

30 июня 2011, 06:30

Отложить Отложено

            К моменту знакомства с Аризалем рабби Хаим Виталь זצק''ל זי''ע был уже выдающимся кабалистом. Несмотря на молодой возраст, менее тридцати, он  возглавлял ешиву кабалистов в Дамаске. Тем не менее, по его собственному признанию, начав учиться у святого Ари, он ничего не понимал, а то немногое, что понимал, быстро забывал. Так продолжалось до тех пор, пока Аризаль не повез  его на озеро Кинерет. Взяв лодку, они приплыли на определённое место, где Ари велел рабби Хаиму зачерпнуть воды, произнести браху и выпить. От этой воды, по словам рабби Хаима Виталя, просветлился его разум и открылось сердце, и он начал понимать и запоминать то, что Ари ему раскрывал. Все известные нам сегодня книги Аризаля  дошли до нас через его ученика рабби Хаима Виталя. Вода, которую он выпил из Кинерета, была водой  колодца Мирьям, который находился в тот момент в том месте  озера Кинерет.        

          Мишна в Пиркей Авот говорит, что мир стоит на трёх основах: на Торе, на служении и на благотворительности. Для поколения пустыни Моше Рабейну был основой Торы, благодаря его заслугам у евреев был манн, Аарон -- основа истинного служения, благодаря ему евреев окружали и защищали особые облака Славы.  Мирьям была основой благотворительности, в её заслугу евреев всегда сопровождал особый колодец с водой. Наша недельная глава сообщает, что когда Мирьям умерла, основа благотворительности, на которой стоит мир, пошатнулась. В результате исчезла вода.  Моше и Аарон по повелению Всевышнего укрепили эту основу и вернули нам воду. С тех пор колодец Мирьям сопровождает нас повсюду, переходя от одного источника воды к другому. Тот, кто удостоится отведать его воды, получит особый заряд святости, как это и произошло с рабби Хаимом Виталем.

            Мицва красной коровы, с которой начинается наша глава, это тайна тайн. Одна из них в том, что раствор пепла красной коровы предназначен для очищения от нечистоты, но все те, кто занимаются его приготовлением, становятся от этого нечистыми. То есть она очищает нечистых, но делает нечистыми чистых. Порадокс. Книга "Ешар диврей эмес" говорит, что в этом принципе есть намёк на отношение к важнейшему человеческому качеству – скромность. Если правильно применять это свойство, оно очищает и возвышает. Но если использовать его не там, где надо,  скромность портит и разрушает. Человек не бывает всегда скромным или, наоборот, всегда гордым. В некоторых вопросах он проявляет скромность, а в некоторых гордость. Весь вопрос, когда и куда направлены эти его это качества. Скромность делится на две группы: в поведении и в отношении к себе. Есть люди, которые не имеют права вести себя скромно, они обязаны вести себя так, чтобы другие оказывали им почёт и уважение. Например, родители и учителя по отношению к своим детям и ученикам, несущие общественные должности, мудрецы Торы.

Мы сейчас поговорим о скромности по отношению к самому себе.  "Ешар диврей эмес" формулирует здесь важный принцип. Когда человек борется с собой и с внешними препятствиями, стремясь освоить новую ступень духовного развития, выполняет мицву новую, непривычную, он обязан внушать себе, что это чрезвычайно важно, он делает важнейшее дело, ради него сейчас создан весь мир. От его способности это осознать,  действительно зависит  успех. И объективно, подняться на новую ступень развития – это самое важное дело в мире, ради каждой победы над злом создан мир, благословение и удача посылаются в мир только благодаря таким победам. Но когда еврей уверенно стоит на определённой духовной ступени, изо дня в день делает привычное дело, ему ни в коем случае нельзя чувствовать от этого самодовольство. Это оскверняет и разрушает его связь с Б-гом. Наоборот, он обязан понимать и чувствовать своё несовершенство и свои недостатки, видеть, насколько он ещё далёк от настоящего служения, мудрости и праведности. Таким образом, нормальное состояние – это скромность. Необходимость важности и значимости самого себя зависит от того, насколько часто мы решаемся на штурм новых вершин духовности в нашей жизни, на новую мицву. Нередко можно видеть, как люди проявляют ложную скромность там, где  надо бы проявить упорство и характер, и в то же время, находясь в довольно жалком состоянии, проявляют удивительное самодовольство и гордыню. Дай нам Б-г пользоваться правильно этими качествами.

Мы говорим в молитве, что Всевышний "на небесах наверху и на земле внизу". Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל זי''ע говорил, что в этой фразе есть намёк на правило. В делах материальных, земных нужно смотреть на тех, кто "внизу", кому хуже и быть довольным тем, что у нас есть. В делах духовных, небесных, необходимо, наоборот, смотреть "наверх" -- на тех, кто достиг большего. Только так возможно приблизиться к Всевышнему.

Из рассказов о праведниках

2 Тамуза юрцайт выдающего праведника рабби Авруума, Магида из Триска זצק''ל זי''ע. Сын Магида из Чернобыля זצק''ל זי''ע, он поселился в Польше, и  так евреи Польши получили возможность с ним познакомиться. Рабби Авруум имел множество хасидов, среди которых были не только простые евреи, но и выдающиеся праведники. Шиновер Рув זצק''ל זי''ע,  автор "Диврей Хаим»,  זצק''ל ז', рассказывал, что стал его хасидом после того, как приехав в Триск  поздно ночью, решил посмотреть  в окно дома Магида.   Магид сидел за столом без книги, с широко раскрытыми глазами, лицо его пылало, а мысли были далеко. Человек, который способен проводить так ночи, безусловно, не простой человек -- решил  он. Действительно, каждый, знакомый с Магидом из Триска, видел это. Он почти ничего не ел и очень мало спал. В Шабат, во время тиша, когда он говорил Тору, его охватывало особое состояние. Закончив говорить, он даже не помнил, говорил ли он уже Тору, некая Б-жественная сила сама говорила его голосом в тот момент. Его диврей Тора, сказанные им в течение одного года, собраны в книгу "Маген Аврум". Автор "Сфас Эмес" זצק''ל זי''ע говорил, что, по его мнению, аврех должен даже заложить свой талит и тфилин, чтобы иметь возможность приобрести эту книгу.

Однажды Трискер Магид первый раз в жизни приехал в один город. Среди посетителей был еврей, который поблагодарил Магида  за браху и вручил ему в подарок некую сумму. На вопрос окружения, что это значит, ведь они в городе в первый раз, Ребе ответил, что пару месяцев назад в городе побывал один мошенник, который выдавал себя за Трискер Магида, принимал деньги и раздавал благословения. Магиду открыли это на Небесах, и чтобы не произошло осквернение Имени Всевышнего, он попросил, чтобы благословения того самозванца сбылись. Так что еврей тот  всё же был прав, благодаря Магида.

Взмахивания четырьмя растениями, наануим в праздник Ошана Раба занимали у Магида шесть часов, и молитва заканчивалась под вечер. Один из евреев,  приехавших к Магиду на Симхас Тойре,  почувствовал себя плохо. Но он попросил не мешать Магиду во время молитвы и не напоминать о себе. Скоро этот еврей скончался и в тот же день еще до наступления праздника его похоронили. На Аравит Симхас Тойре Магид вышел поздно и сказал: "Этот еврей был глупым хасидом. Ему надо было напомнить о себе, и он остался бы жив. Сейчас нам пришлось немало поработать, чтобы поднять его душу в уготовленное ему место. Во время танцев с Торой сегодня он будет вместе с нами".

                                                Агит Шабос,   Яков Доктор.

 

Теги: Недельная глава, хасидские истории