Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Качество достатка

Отложить Отложено

Людей, в 99 случаях из ста, волнуют три главные заботы: безопасность, здоровье и пропитание. Забота о пропитании отличается от других своим постоянством.

О выздоровлении пекутся, лишь заболев. О врагах вспоминают, когда они угрожают. Но потребность в "хлебе насущном" маячит на горизонте всегда.

Почему Всевышний, создатель неисчерпаемых источников энергии, не сотворил человека с запасом энергии на 120 лет, без необходимости «подзарядки» - ежедневного трёхразового питания? Эта "недоделка" заставляет нас изо дня в день искать средства на жизнь. Зачем понадобилось Всевышнему ввергать нас в эту нескончаемую суету?

Ответ очевиден - за всеми трудностями и заботами, мы должны разглядеть Творца. И это вовсе не каприз, это - неотъемлемое, главное содержание нашего существования. Это – Его план.

Проблемы, встающие перед нами, не случайны. В них заложена извечная головоломка: как за перипетиями жизни увидеть ласковую руку Б-га.

Это всё не трудно понять. Но что предпринять, чтобы эти заботы не раздавили нас и не занимали с таким постоянством наши мысли? Жил ли вообще на свете человек без этих треволнений?

Конечно, и звали его царь Давид. Тот самый Давид, которому приходилось без конца воевать, убегать от преследователей и жить в пустыне. Неужто не ощущал он ни страха перед врагом, ни боязни остаться без еды и питья? Ответ заложен в его собственных словах:

"Не убоится сердце моё... Одного я просил у Всевышнего и просить буду - в Доме Б-га обитать все дни моей жизни!"

Почему близость к Б-гу, по словам царя Давида, снимет страх с его сердца? Очень просто. Приближение к Предвечному делает явственной Его любовь. Какие могут быть страхи, когда сердце наполняет ясное ощущение, что всё происходящее тебе на пользу. Причина любого события - желание Творца сделать добро, и только добро. Если человек осознаёт это, ему не нужно ничего, кроме того, что Творец и так ему даёт.

Обычный человек, тревожась, пытается отвлечься, не думать об источнике беспокойства, заняться чем-нибудь другим. Давид же поступал наоборот. Он не избегал проблем. Он принимал любой результат, только бы это было приемлемо для Творца. Это и есть рецепт избавления от страха. Сознавать всю серьёзность проблемы, видеть весь спектр последствий, приятных и "зловещих", и всё же понимать, что за всем этим всегда стоит желание Всевышнего. Все тревоги и волнения человека начинаются только там, где к стремлению исполнить волю Творца примешивается забота о своих, "отдельных" интересах.

Так нужно ли вообще тогда молиться о пропитании и материальном достатке ? Раби Йонатан Айбшиц в книге «Яарот дваш» отвечает так: «Человек обязан молиться о пропитании, поскольку еда, доставшаяся без молитвы, отрицательно сказывается на душе...»

Даже если стол ломится от яств, без молитвы еда теряет свой духовный потенциал. Если же пища добыта запрещённым Торой способом, например, украдена или не очищена от насекомых и червей, она может превратить человека в грешника. Злая энергия, заключённая в еде, загрязняет душу, усиливает дурное начало.

Пояснить, как это работает, можно на примере двух врачей. Один - стяжатель. Больного, не способного заплатить сполна, он отсылает со словами: "есть и другие врачи". Этого врачевателя окружает внешнее благополучие: вилла, машина, крупный банковский счёт. Другой, врач, напротив, лечит в полном соответствии с "Шульхан Орухом", называющим врачевание особой заповедью.

Такой врач жил в Йерушалаиме. Он повесил на дверь кружку для пожертвований. Кто мог, опускал в неё деньги, а кто не мог, получал лечение так. Материального богатства, естественно, этот врач не нажил. Но именно этот, последний из врачей, любую из заработанных копеечек с полным правом мог назвать золотой, ибо каждый кусок скромной трапезы, покупаемой на эти деньги, обладал возвышенной духовностью, переходящей и на самого хозяина дома, и на всю его семью. Духовная чистота - вот его истинный гонорар.

Деньги, нажитые жаждой наживы, полны яда. Знаки внешнего благополучия не предотвратят ни душевного очерствения, ни духовного распада, ни постепенной замены возвышенного богатства жизни по Торе, скудостью сердца. Такова реальность. Таково различие между заработком чистым и нечистым.

Пусть бы нам удостоиться скромного достатка второго врача, и не иметь миллионов первого. Пусть все наши деньги и пища приходят освящённым заповедями путём, и не нужен нам сомнительный достаток духовной нечистоты. Таким манером мы благословляем еду: «Благословен Ты, Всевышний, Царь Мира, по слову Которого существует всё». Всё, включая еду, дано Творцом. Благословив, человек вспоминает об этом. В результате, пища обретает святость, возвышая душу и одухотворяя тело.

Гемара поднимает ещё один важный вопрос : «Зачем молиться о заработке в середине года, когда в Грозные дни уровень доходов устанавливается на весь последующий год? Если всё уже известно, для чего просить об этом ещё и каждый день?"

Отвечая, Гемара приводит написанное в Торе: земля Израиля не похожа на Египет. Глаза Всевышнего устремлены на Святую Землю ежечасно, от начала года и до его завершения. Все блага, в том числе количество дождей, действительно определяются в Рош а-Шана. Но как эти блага повлияют на человеческую жизнь зависит от каждодневных дел. Пусть даже немногочисленные дожди, но выпавшие вовремя и к месту, принесут больше пользы, чем массивные ливни, вылившиеся в одночасье. Более того, как раз слишком обильные дожди могут стать настоящим бедствием.

Мы просим благословить год, чтобы благо рождалось святостью. И не просто радовало, но, прежде всего, духовно поднимало нас.

«Благослови для нас этот год» – молитва не о величине достатка, но о его качестве.

 

Благослови для нас, Г-сподь, Всесильный наш, этот год и все виды урожая его на благо

ברך עלינו ה' אלוקינו את השנה הזאת ואת כל מיני תבואתה לטובה

Мы просим не только обильного пропитания, но и чтобы оно происходило из источника Святости, то есть явным образом от Создателя. Ни урожай, ни деньги, ни что-либо другое не привлекут нас, если порождены нечистотой. Мы готовы отказаться от всего, что не отвечает этому требованию, что "не на благо нам".

И пошли благословение на эту землю

ותן ברכה על פני האדמה

Призывая «благословение на эту землю», мы имеем ввиду Землю Израиля. Аризаль утверждает, что благо, исходящее от Всевышнего, спускается на весь мир через Землю Израиля. Это значит, что она – не просто земля, но ещё и особенная духовная сущность. Даже вкушаемая в других странах, - еда обретает святость через Землю Израиля. Недаром, в послетрапезной молитве мы благодарим "за Землю и за пищу».

И насыть нас добром своим

ושבענו מטובך

Еда должна привести не просто к сытости желудка, но приблизить и насытить Б-жественным добром. Нам важно ощутить, что пища, как и любое благо, исходит от Всевышнего, и только от Него.

И благослови этот год, подобно добрым годам

וברך שנתינו כשנים הטובות

Один из псалмов так описывает Добрый Год:

«Счастлив избранный Тобой и приближенный к Тебе, Обитающий во дворах Твоих, насыщающийся благами дома Твоего! Увенчал Ты год добром Своим, и маслом источатся созвездия Твои, Окропят достоинства пустыни, и радости холмов опояшут, Оденутся пастбища стадами, и долины, укутавшись урожаем, Будут ликовать и петь».

Добрым называется год, когда человеку удалось ещё больше приблизиться к Творцу. Как только человек утвердился на правильном пути, благо, осеняемое на него Всевышниим, становится необъятным.

Благословен Ты, Всевышний, благославляющий годы!

ברוך אתה ה', מברך השנים

Благословение Творца не иссякает в течение всего года. Мы беспокоимся о пропитании семьи. Мы не закрываем глаза на тяготы жизни. Но мы извлекаем из сердца беспокойство тем, что просим Всевышнего благословить нас и наши доходы. Чтобы приходили они в чистоте и святости.

 

По лекции раби Давида Штайнойза, на основе перевода Ривки Клейман.

 

 

 

 

Теги: Переводы, Тайна восемнадцати благословений