Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Порог выбора

Отложить Отложено

До своего падения Первый человек пребывал в таком возвышенном состоянии, что ценз его поступков был невероятно высок. Это не значит, что ему была свойственна некая внешняя или внутренняя ущербность, вовсе нет. Наоборот, свет, его переполнявший, ясно указывал, что нет ничего существенней в мире, чем следовать желанию Творца вселенной. Некие тончайшие нюансы нарушили равновесие, и Адам оказался в новом положении, в котором у него была возможность ошибиться. То, что мы называем «предстать перед выбором».

Подобные состояния - «до греха» и «после греха» - актуальны и для нас. Более того, они нас преследуют беспрестанно. Мы всегда стоим перед выбором. Но есть в этом одна загвоздка. Дело в том, что необходимость выбораэто, на самом деле, разновидность слепоты. Если мы сомневаемся, куда направить шаги – значит, от нас скрыта часть спектра духовного света. Ведь в процессе выбора человек не видит разницы между направлениями. И тогда в его душе разворачивается настоящее сражение.

Но тут стоит оговориться. «Сражение», ареной которого является человек, ведётся лишь в определённых рамках, соответствующих порогу выбора конкретного человека. У каждого он свой. Ниже этого порога, лежат понятия и принципы, о нарушении которых не может быть и речи. Человек как бы защищён духовным иммунитетом, не позволяющим ему перейти известные границы. Выше порога выбора - вещи и поступки, в которых человек не видит опасностей, не различает проблем, а потому готов приблизиться к ним, несмотря на «красный светофор».

Не успев совершить какой-либо неблаговидный поступок, человек подобен Адаму до греха. Перед ним – будто защитная стена. Вся природа человека, вся его духовная суть, то, что мы называем совестью – стоят на страже души. Но стоит переступить черту и всё меняется. Ворота распахиваются, бастионы рушатся, и уже легче преодолеть внутреннее сопротивление и действовать так, словно нет Судьи и нет Суда. То, что ещё вчера казалось неприемлемым, сегодня становится предметом выбора, то есть – возможным.

Лишь целенаправленное усилие поставить препону перед грехом приводит к повышению порога выбора. И к этому стремится добропорядочный человек. А если, наоборот, пренебречь совестью, капитулировать перед грехом, то фронт войны сразу приблизится, и станет реальной угроза новых потерь, новых отступлений.

Печальнее всего, что в этой войне не слишком помогают интеллектуальные возможности человека, поскольку война ведётся на уровне чувств, глубоких подсознательных переживаний. Ведь и Адам не устоял, хотя обладал неохватным умственным потенциалом. Лекарство? Лекарство универсально – Тора и мицвот. А ещё, конечно же, Тфила. Всё это ведёт человека вверх, повышая его порог выбора.

 

По книге Раби Элияу Элиэзера Деслера «Михтав ми Элияу», том второй, стр. 144.

Теги: Переводы, Еврейство