Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
После рождения Метушелаха Ханох рьяно служил Всевышнему. Ему так надоели дурные поступки людей, что он отделился и жил в месте, скрытом от других.

В 622(-3138) году родился человек, оставивший особый след в истории. Звали его Ханох. Отцом его был Еред, дедом — Меалалель. Ханох прожил триста шестьдесят пять лет. В шестидесятипятилетнем возрасте, то есть в 687(-3073) году, у Ханоха родился сын по имени Метушелах, живший на свете дольше всех, — 969 лет. Метушелах был праведником в полном смысле этого слова. Он был знатоком девятиста трактатов Мишны. Рассказывают, что Метушелах владел особым мечом с выгравированным на рукоятке Шем мефураш. Этот меч был не простым оружием. Он мог уничтожать духовную нечистоту. Этим орудием Метушелах каждый день уничтожал сотни мазиким и шейдим — бестелесных созданий, рождённых человеческими преступлениями и разрушающих духовную структуру мира. Говорят, что впоследствии этим мечом владели Авраам, Ицхак и Яков. Предполагают, что именно этот меч был той ценой, за которую Эсав продал Якову первородство.

После рождения Метушелаха, Ханох рьяно служил Всевышнему. В конце-концов, ему так надоели дурные поступки людей, что, желая полностью посвятить себя тайнам Мироздания, он отделился и жил в месте, скрытом от других. Так продолжалось долгое время, пока посланник Всевышнего не приказал ему выйти из укрытия и учить, как следовать путям Б-га.

Так он и сделал. Вышел, собрал людей и стал проповедовать этические ценности, желанные Творцу. Постепенно, влияние Ханоха возрастало. Вскоре он объявил повсеместно, что те, кто желает узнать, пути Всевышнего, должны прийти к нему учиться. И стали собираться к нему очень многие. Большинство приняло учение Ханоха, признали его главенствующую роль, и поставили над собой царём. И так продолжалось все дни Ханоха. Казалось, человечество начинает исправлять свои поступки и, как и раньше, служить Всевышнему, поступать по Его предписаниям.

И всё же в оценке Ханоха мнения неодназначны. Мидраш[1] говорит о нём, что «иногда он был праведником, но иногда склонялся и к злодейству». Глядя на столь положительное влияние его на человечество, трудно понять эту неоднозначную характеристику. Дело здесь было в следующем. Как правило, чем больше усилий человек прилагает в борьбе со своими дурными наклонностями, тем большей похвалы он достоин. В сущности тот, кому удаётся справиться со своей тёмной стороной — настоящий герой. Более того, человек, уклонившийся от сражения с врагом, пытающийся обойти его втихую, не вступая в конфликт, не похож на героя, который бесстрашно идёт врагу навстречу, чтобы сразиться с ним лицом к лицу и победить.

И всё же, человек осторожный, действуя опосредованно, чувствует себя уверенней перед врагом, поскольку отдаление от врага уменьшает вероятность попадания последнему в лапы. В открытом бою, человек рискует больше, поскольку победа не гарантирована, пусть даже и почётней.

Таким Ханох и был бесстрашным и бескомпромиссным героем. Он не остерегался, он даже не пытался ограждать Закон, он не заботился о пространстве для манёвра, даже если это было чревато падением угодить в ловушку дурного начала, но поступал в точности, как повелел Творец. Если перед ним была заповедь, он исполнял её буквально, и с изумляющей всех скрупулёзностью, не обращая внимания на усиленное противодействие зла. Более того, он порой сознательно создавал себе ситуации, граничащие с преступлением, чтобы успех и победа ощущались острей. Иногда он балансировал на самом краю пропасти и всё же находил в себе силы не упасть. Такой бравадой, по его мнению, он с большей полнотой исполнял желание Творца и прибавлял в мир прославление Его Имени. И в этом Ханоху не было равных.

В сущности, иногда его поступки выглядели, как настоящие злодейства. Он нарушал принятые нормы, он пренебрегал всеми мерами предосторожности, соблюдавшимися благонравными людьми, чтобы не вступить в прямой конфликт с дурным началом. Он, не задумываясь, перешагивал ограды, поставленные на пути греха. Он не боялся замараться, оказавшись в непосредственной близости от дурного дела. Порой, он вёл себя, как настоящий преступник, не боясь сомнительных ситуаций, отыскать выход из которых чрезвычайно затруднительно. Он и был похож на злодея, но им не был. Настоящие злодеи рушат препоны для собственного удовлетворения. Но не это двигало Ханохом.

У него был особый взгляд на вещи, своё видение служения Творцу. Ханох считал, с известной долей правоты, что человек, созданный с дурным началом, должен постоянно осуществлять выбор, различая между злом и добром, по желанию Создателя. Ханох видел назначение человека в постоянной войне с собственным дурным побуждением, чтобы его беспрестанно побеждать.[2]

Такой подход к служению Создателю, при всей своей привлекательности, был весьма проблематичным. Ханох был похож на танцующего на углях, каким-то чудом избегающим ожогов.

Мало того, что Ханох сам не знал, и далеко не всегда был уверен, что победит в своих схватках с дурным началом, мало того, что постоянное противоборство, так или иначе, не могло привести к добру, — всё это дурно влияло на современников. Многие, воодушевлённые примером, шли по его стопам, и, как правило, проигрывали. К тому же люди легче усваивают плохое, нежели хорошее. Большинству были невдомёк истинные побуждения Ханоха, играющего с грехом, как с огнём

Люди, поддавшись обманчивой браваде, не обладая духовным могуществом Ханоха, гибли всерьёз. Ханох, по сути, попрал главное правило праведности — отдаление от зла. Зло не казалось уж таким страшным, если Ханох так лихо его побеждает, и даже люди, которые бы удержались от дурного дела, опасаясь приблизиться к греху, теперь, поддавшись обаянию силы Ханоха, незаметно для себя погружались в мутный омут вседозволенности.[3]

И всё же, благодаря своей харизме, Ханох обретал популярность, а с нею и влияние. Все местные правители признали главенство Ханоха. Более того, все, кто имел до того власть, пришли к нему и просили стать царём над всей землёй и всеми городами.

Ханоху удалось установить всеобщий мир среди людей. Он правил всем человечеством 243 года, соблюдая справедливость и суд для всего народа.

Ханох написал книгу «Шельшэлет а-кабала», и множество других сочинений, проникнутых Б-жественным знанием. Человечество не следовало идеям, изложенным в них, и эти книги были утеряны.

Ханох был первым, кто составлял книги по астрономии. Он вёл упорную борьбу с потомками Каина. Ханох был великим мудрецом и праведником в том, что вернул народы к служению Всевышнему. Он определил значение звёзд, и дал веру всем народам, во всех уголках населённого мира, соотнеся её с условиями жизни и местности, разделив всю землю на семь климатических зон, в каждой из них определив свой, особый образ жизни.

Ханох предписал, чтобы праздновали праздники и возносили жертвы в специально предназначенные для этого дни и часы, в соответствии с устройством звёзд. Некоторым он заповедал не есть определённую пищу, другим запретил сближение с жёнами во время месячных.

Он открыл людям значение духовной нечистоты мёртвых и объяснял, каким образом сделать жизнь в городах и поселениях размеренной и удобной. Он разделил людей на три категории: священники, правители и народ. Он открыл множество других вещей, включая знание, когда прибавлять к году дополнительный месяц, то есть, как делать год високосным. Эти знания он передал Ноаху. Сыновья Ханоха: Метушелах, Элишуа и Элимелех. Дочери его: Малка и Наама.[4]

Эпоха Ханоха — один из немногих проблесков, когда казалось, что человечество исправит свой путь и вернётся к полноценному служению Творцу, что всемирной Катастрофы можно избежать. К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться.

В 930(-2830) году умер Адам — первый человек. Шет вместе с сыновьями, а также Ханох и Метушелах похоронили его с большими почестями в Маарат а-Махпела. Всё человечество скорбело и оплакивало Адама. Это был 243 год правления Ханоха.

В 974(-2786) году у Ханоха родилась дочь, Наама, согласно некоторым мнениям, будущая жена Ноаха. Ханох уже был в возрасте 352 лет.

В это же время Ханох почувствовал потребность вновь отделиться от людей и жить в одиночестве, как и раньше. Три дня он скрывался, а на четвёртый показывался вновь. Три этих дня он молился, а в четвёртый день учил людей путям Всевышнего и разрешал вопросы, с которыми к нему обращались. Так он поступал в течение многих лет. Со временем, число уединённых дней становилось больше. Если вначале их было три, то потом стало шесть, и лишь на седьмой Ханох вновь открывался людям. Потом уединение стало длиться месяц, потом год, пока, наконец, не наступило время, когда Ханох не показывался целые годы. Цари и правители жаждали общения с ним, но боялись нарушить его покой.

Наконец, все потомки Адама решили собраться вместе, пойти сообща к месту уединения Ханоха и там ждать, когда пока он выйдет к ним. Так и сделали. И снова Ханох учил их мудрости и умению понимать суть вещей. Он учил страху перед Всевышним, и люди с большим воодушевлением и трепетом воспринимали эти слова. Влияние Ханоха возрастало. Восхищение его непревзойдённой мудростью и знаниями, становилось всеобщим. Люди кланялись ему и говорили: «Да здравствует царь!».

И вдруг произошло непредвиденное: к Ханоху обратился посланник Всевышнего и приказал живым подняться на небо, чтобы царствовать над духовными существами в той же мере, как он царствовал над людьми.

Услышав эту весть, Ханох собрал всех жителей земли, объявив, что ему предстоит подняться на небо, но когда это произойдёт, не знает. Всё оставшееся время он хотел бы учить людей. Так это и было. Ханох обучал человечество законам и постановлениям, и тому, как обживать мир. Так продолжалось какое-то время.

Однажды, во время очередной беседы, подняли все глаза и увидели, как нечто, в образе коня, спускается с небес. Сообщили об этом Ханоху, а он сказал, что это, наверняка, за ним, и настаёт, видимо, время расставаться с людьми. И спустился конь, и предстал перед Ханохом. И приказал он оповестить всё человечество: те, кто стремятся узнать пути Всевышнего, пусть придут сегодня. И собралось всё население земли, и все цари, и правители, и не отставали от Ханоха весь этот день. И учил их Б-жественной морали, заповедовал идти по пути праведности, и установил мир между всеми людьми. Завершив свою исповедь, он отправился в путь. Восемьсот тысяч человек двинулись следом и шли за ним весь тот день. На другой день Ханох сказал провожавшим, чтобы возвращались по домам, поскольку продвигаться дальше опасно. Часть оставила его, но многие продолжали путь ещё в продолжение шести дней. Каждый день Ханох повторял им: уходите, иначе погибнете, но люди продолжали следовать за ним. На шестой день Ханох сказал: возвращайтесь, ибо завтра я поднимусь на небо. Те, кто не уйдёт — погибнут. Большинство ушло, но некоторые остались, даже после такого недвусмысленного предостережения. Оставшиеся сказали: мы будем с тобой до последнего, и только смерть разлучит нас. После этого Ханох их больше не уговаривал, и эти люди так и не вернулись.

На седьмой день Ханох, в буре и урагане, поднялся в небо на огненных конях. На следующий, восьмой день, люди вернувшись к тому месту, чтобы отыскать оставшихся с Ханохом, обнаружили небывалую вещь: вся земля в том месте была укрыта слоем снега, на котором лежали ледяные глыбы. Разрыли снег и обнаружили под ним останки людей, остававшихся с Ханохом до конца. Искали и самого Ханоха, но безуспешно — он вознёсся на небо.[5]

Ханох покинул этот мир в тот момент, когда его духовное величие было на высшей точке. Если бы продолжил свой земной путь, его духовные эксперименты могли закончиться плачевно, привести к дурному концу. Ранний уход позволил ему остаться праведником.[6] По некоторым сведениям, тело Ханоха уподобилось раскалённой плазме, и он превратился в один из видов малахим.[7]

После вознесения Ханоха на небо, правители земли собрались вместе и помазали на царство Метушелаха, сына Ханоха. Метушелах жил праведной жизнью, следуя наставлениям отца. Он продолжал обучать людей истине, полученной от Всевышнего. Но в конце его жизни люди очередной раз сошли с правильного пути, стали воровать и грабить, наполнили свою жизнь недобрыми делами. Перекос в духовной сфере повлиял на жизнь материальную. Наступило тяжёлое время, земля снова обеднела, и брошенное в почву семя не давало никаких всходов, кроме колючек и полыни. Но это не остановило людей, и не вернуло к праведности. Наоборот, стали поступать ещё хуже, уже сознательно творя зло. И тогда Б-г «пожалел» о сотворении человека.[8]


[1] Берейшит Рабо, 25

[2] Авода зара,17.

[3] Хохмат Мацпун, раби Моше Авги по «Торат мусар»

[4] Сефер а-яшар.

[5] Сефер а-Яшар

[6] Берешит Рабо, 25

[7] Там же. Эц Йосеф от имени книги «Зоар»

[8] Сэфер а-яшар


Глава начинается с описания тех повелений, которые Всевышний дал Моисею и Аарону после смерти двух старших сыновей Аарона. Читать дальше

Описание служения первосвященника в Йом Кипур

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».

«Ахарей мот» («После гибели»)

Рав Бенцион Зильбер

Материалы рассылки за 5765 год

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.

Ахарей мот. С ног на голову

Рав Бенцион Зильбер

Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.