«Будете Мне избранным из всех народов» (Итро, 19:5)
Во время правления царя было постановлено, что из каждой тысячи людей возьмут одного на службу в армию. Мобилизовали роту из ста человек, и самый лучший из них был избран для представительства перед высшим чином. Когда этот солдат стоял перед ним, заметил командир, что одежда солдата неаккуратна. Сказал он: «Назначь сам себе наказание».
Побледнело лицо солдата, и он сказал: «День гауптвахты». Выбрал меньшее из зол.
Сказал командир: «Пусть будет по слову твоему! Посадите его в тюрьму на вечное заключение!»
« Я ведь сказал один день», — запротестовал несчастный.
«Действительно, — согласился командир, — но ты представляешь сто солдат. Из-за твоей неряшливости как будто неряшливы все сто».
«Но это же только сто дней», — возразил солдат.
«Хорошо толкуешь, согласился командир, — но каждый солдат избран из тысячи человек. И получается теперь сто тысяч. А сто тысяч дней — это почти триста лет»…
Мораль: В мидраше (Коэлет раба, 7:40) так объясняли пасук «Одного человека из тысячи нашел я» (Коэлет, 7:28): принято, что из тысячи человек, изучающих Пятикнижие, сто человек переходят к мишне, десять — к Талмуду, и один — к выносу постановлений. Тот, кто изучает мишну, похож на начальника десятка, тот, кто изучает Гмару — на начальника сотен. И какая же ответственность возложена на него! Но известно, что народ Исраэля избран из всех семидесяти народов, как сказано: и будете Мне народом избранным из всех народов. И получается, что каждый еврей представляет семьдесят человек. Изучающий мишну — семьсот человек, изучающий Гмару — семь тысяч человек, и если он не остерегается в своих делах, терпит наказание сразу за всех. Огромная ответственность возложена, таким образом, на каждого изучающего Тору. (Шем олам)
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Арье (Лев) Кацин
Редакция Толдот
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Редакция Толдот
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе