Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Семейный бюджет

Как правильно вести семейный бюджет? Что говорит об этом еврейская традиция?

Оглавление

Бюджет семьи — одна из главных тем ведения дома, независимо от того, насколько велик или скромен достаток семьи. Бюджет определяется доходами и расходами (продуманными или непродуманными), а также непредвиденными тратами и привычками, определяющими характер покупок. При вдумчивом ведении бюджета расходы не превышают доходов. Если же расходов оказывается больше, это влечет за собой новые финансовые трудности и зависимости. Бюджет влияет на общую картину жизни семьи и в большом, и в малом.

Какое место отводят мудрецы удаче (везению) в делах? [↑]

В «Поучении отцов» написано: «Если нет Торы, нет муки, если нет муки — нет Торы». А как насчет удачи, везения? Люди говорят: «мне не везет», «я вижу тех, кто как будто не очень и работает, а достаток имеет». Так от чего зависит достаток? От везения или от старания?

Отвечает на это комментатор дон Ицхак Абарбанель в книге «Нахалат авот» (это комментарий на трактат «Авот»):

«На это и говорит Тана: “Не говори, что (удача/везение) само придет за тобой, потому что так повелела Высшая мудрость, что мазаль — это только подготовка, и если человек не будет прикладывать усилия, правильные, разумные и необходимые для достижения своей цели, нет сомнения, что удача не придет за ним, как учили мудрецы на стих: “Чтобы благословил тебя Вс-вышний Б-г твой” (Дварим), может, ты захочешь сидеть и ничего не делать (йошев батель)?, но про это сказано: “если старается человек, то благословляются труды его, а если нет — не благословляются”».

Мы видим совершенно определённо, что Тора не рекомендует человеку полагаться на везение, расположение звезд, удачу. Даже если человек родился так, что ему «на роду написано» быть преуспевающим в делах, или в Рош аШана ему был предопределен год благоденствия и достатка, но если он не будет предпринимать к этому никаких шагов, то благословение может и не сбыться. Ведь любому благословению, включая благословению в делах, заработку, нужна «почва», на которой оно может материализоваться.

Какова мера иштадлута — усилий в добывании пропитания, заработка? [↑]

В каждом из параметров жизни мы встречаем «противоречие» между верой, что все от Б-га, и обязанностью действовать самим, исправляя и максимально влияя на ситуацию. Так и в вопросе бюджета семьи мы должны найти золотую середину. С одной стороны, не думать, что «мы все можем, и от наших усилий только все и зависит», с другой стороны — не опуститься до пассивности и нежелания работать. Человек призван стараться, работать и проявлять инициативу как будто все зависит только от его усилий (на святом языке это называется иштадлут), а с другой стороны — молиться, верить и знать, что, несмотря на все усилия, окончательный результат, так же, как и сам процесс, — в руках Небес.

Возможно, многим покажется, что это само собой разумеется и нет смысла затрагивать эту тему. Довольно часто многие параметры иштадлута, то есть усилий, которые человек обязан проявлять в жизни, противоречат и даже взаимно исключают друг друга, однако здесь важно все: проявлять уважение к родителям, заботиться о них и уделять достаточное время жене/мужу и детям, одновременно углубленно учить Тору и зарабатывать так, чтобы хватало семье, проявлять уважение и участие к потребностям жены/мужа и терпение к детям, и к обязанностям, которые накладывает место работы или учебы или необходимость зарабатывать.

Очень часто для того, чтобы достойно выйти из подобных ситуаций, необходимо понять и изучить каждую из необходимых функций, понять, как она работает и какое влияние имеет на те или иные стороны жизни; когда можно проявить гибкость и как и когда — нет; выработать четкую систему приоритетов, советуясь со знающими людьми для того, чтобы учиться на их опыте и ошибках, — и таким образом понять, что является наиболее приемлемым для самого человека и его ситуации.

Может, я могу довольствоваться очень малым? Как великие праведники? [↑]

В книге «Шиурей Даат» рава Блоха (шиур тет) написано, что «человек обязан быть искренним и правдивым сам с собой, согласно его уровню и склонностям, для того, чтобы пребывал в состоянии удовлетворения и радости (рацон и симха), что только тогда силы его души и его способности проявляются в полной мере, заложенной в нем».

Многие из баалей-тшува (особенно в первые годы, когда велико воодушевление) преуменьшают или вовсе исключают значение привычных им потребностей, хотя сама Тора придает этому немалое значение. Даже если это явные излишества (как конь, чтобы сидеть на нем, и раб, бегущий перед ним), тот, кто к таким излишествам привык, с точки зрения алахи, может и имеет право тратить на это деньги цдаки. Тем более важно не пренебрегать элементарными и привычными человеку потребностями (конечно, речь не идет о таких потребностях, которые противоречат алахе), и важно проследить за тем, чтобы не отказываться от них самому и не мучить лишениями свою семью.

Отказ от элементарных и привычных вещей в быту, в отдыхе, в еде ведет к тому, что человек становится раздражительным, недовольным, у него не хватает терпения к своим детям, к жене/мужу, не хватает самодисциплины, чтобы выполнять обязанности — необходимые, но кажущиеся тривиальными. И что важнее, постепенно в его душе — незаметно для него — накапливается раздражение к Торе, к мудрецам, к религиозному обществу в целом, к жизни по Торе вообще, как будто они виноваты в том, что он лишен привычного и приятного ему.

На самом деле, такому бааль-тшува никто не мешал. Он превратно понял толкование Торы о правильном разделении духовного и материального и с легкостью устремился по дороге, которую торопливо и участливо, но ошибочно указывает христианство, и которая чужда иудаизму: дороге аскетизма и отказа от всего приятного, земного. Так неправильно понятая Тора, недостаточное изучение этого вопроса и непонимание равновесия, которое Тора привносит в жизнь человека, приводит к тому, что люди разочаровываются и отдаляются физически или эмоционально от ее исполнения.

Вторая сторона этой медали — неверная оценка своего уровня. Как написал рав Блох: «согласно его уровню и склонностям». Не всегда легко признать, что личный уровень отличается от уровней великих мужей, чья история описывается в Торе, в Пророках или у мудрецов. У них была небольшая потребность в земном или материальном, поскольку их духовный уровень был настолько высок, что наслаждение духовным было в разы сильнее и наполняло их душу ни с чем не сравнимым блаженством. Отказ от материального не воспринимался ими как отказ себе в чем-то, они этого даже не замечали. Их духовный уровень соответствовал их поведению и удовлетворялся исключительно малым — в материальном смысле.

Этого нельзя сказать о баалей-тшува, и, хотя их устремление к Б-жественному велико, они нередко переоценивают свои силы. Им кажется, что временный экстаз, испытываемый ими в исполнении заповедей и в приближении к святости, и есть их настоящий духовный уровень. Но это, к сожалению, не так.

Времена духовного подъема — это еще не настоящий духовный уровень [↑]

Каждый человек испытывает времена подъема, когда все духовное близко и достижимо, а все земное — не более чем шелуха. Такие периоды перемежаются периодами спада, когда исполнить что-то небольшое, угодное Б-гу, требует больших усилий. Таков путь человека, это неизбежно. Великие люди достигли своего уровня, каждый раз преодолевая эти падения и спады, заряжаясь радостью и силой при подъемах и скромностью и пониманием своего уровня — при спадах. И так, преодолевая это год за годом в молитве, в учении, в скромности, на примере живших до них поколений, родителей и учителей, опираясь на молитвы и благословения своих предков и их заслуги и праведность, достигали духовных вершин.

Но баалей-тшува не обладают подобным духовным багажом и часто, прыгая слишком высоко, потом рискуют упасть слишком низко. Даже если их падение не видно снаружи, но нетерпение к словам мудрецов, раздражение при виде «излишней и показной», по их ощущениям, праведности у других, скрытая или явная враждебность по отношению ко всему религиозному обществу — это признаки того, что человек неправильно оценил свои силы, был слишком строг с собой в начале, и теперь, не получая того, чего требует его сущность, не позволяя себе и своей семье необходимого, лишает себя того состояния удовлетворения и радости (рацон и симха), о которых писал рав Блох.

Во многом это вопрос заработка и правильного подхода к тому, как Тора определяет правильный иштадлут и необходимый заработок.

Расходы растущей семьи [↑]

Расходы семьи определяются многими параметрами, и понятно, что чем больше в семье детей, тем больше расходов. Не всегда баалей-тшува могут правильно прогнозировать этот процесс. В первые годы после женитьбы им хватало денег на минимальное существование, потому что большего они не просили и не желали, но подрастающие дети уже не разделяют их духовных устремлений и не готовы к излишним материальным ограничениям. Дети, в особенности подростки, хотят носить то, что модно и принято, не хотят ни в чем отставать от своих сверстников и выглядеть как «скрытые праведники», которым ничего не нужно.

Если мы хотим, чтобы взросление наших подростков происходило без лишних трений, мы не должны ограничивать их во всем, отказывать им в том, что они просят и что считается нормальным в среде их сверстников, — если это не противоречит алахе. К сожалению, часто родители отказывают подросткам в просьбах купить то или иное не только в духовно-воспитательных целях, но и просто потому, что у родителей просто нет на это денег. Стоит понимать, что расходы увеличиваются по мере взросления детей, и для того, чтобы обеспечить семью всем необходимым, надо серьезно подумать, как увеличить доходы…

Финансовая независимость [↑]

Финансовая независимость — это такое состояние человека (или семьи), когда он обеспечивает себе и своей семье место проживания, еду, одежду, лечение, проведение досуга и т.д. — самостоятельно, не завися от других.

Когда у баалей тшува есть финансовая независимость, им легко дать понять обществу, из которого они вышли, своим детям, жене, себе, что «встать на путь соблюдения Торы — было правильным решением». Но есть у этого и более глубокий аспект: если у человека нет финансовой независимости, то в минуты кризиса ему вдвойне тяжелее. Его мучают не только счета, которые он не в силах оплатить. Его внутренний голос в тайниках сердца вопит: «Ну и зачем тебе это было надо? Смотри, твои былые друзья развлекаются и получают удовольствие от жизни, а ты бедствуешь и у тебя долги!..» Конечно, тайному голосу многое можно ответить, и тот, кто получал настоящую радость от изучения Торы или близости к Б-гу в молитве — его этот голос не сломит, но когда человек всегда напряжен и ему всегда не хватает денег, и нет никакой надежды на заработок, — это влияет на душевное состояние самого человека, его жены и детей…

Тот, кто обеспечен возможностью заработать, тот не чувствует себя «неудачником по жизни» и более открыт к тому, чтобы в радости учить Тору и исполнять заповеди, и дома у него не считают каждую копейку… Многие педагоги определяют основную трудность детей баалей-тшува остаться в мире Торы тем, что, как говорят сами подростки: «дома вечно не хватало денег на самое необходимое…»

Зависимость от других [↑]

Бывает, что помощь родственников сопровождается уважением, радостью от того, что у них имеется возможность поддержать семью, где строго выполняется Тора. А бывает, к сожалению, и наоборот: материальная поддержка сопровождается пренебрежением к главе семьи или к его жене и к тому пути, который они избрали — пути исполнения заповедей. Такое отношение со стороны родственников впечатываются в души детей стыдом и беспокойством.

Написано в Тосефте (Кидушин, תוספתא, קידושין פ"א ה"ט):

Раби Элиэзер бен раби Цадок со слов рабана Гамлиэля: «Каждый, у кого есть ремесло — на что он похож? На закрытый виноградник, в который скот не заходит, и не видно того, что растет там. А тот, у кого нет ремесла, на что он похож? На неогороженный виноградник, в который заходят скот и разная живность, прохожие объедают его, и всем видно, что внутри происходит».

Видно, как высоко ценили мудрецы того, кто имеет ремесло и зарабатывает этим на жизнь, тем самым поддерживая бюджет семьи, обеспечивает семье все необходимое и живет с удовольствием, радостью и признательностью к Б-гу.

Правильный бюджет семьи [↑]

Не всегда жизненный опыт молодых людей, вступающих в брак, достаточен для того, чтобы спланировать бюджет семьи правильным образом, и молодые люди продолжают тратить деньги, никак не планируя расходы, потакая порывам или идя на поводу у рекламы и покупая ненужные им вещи в долг — так же, как они это делали до вступления в брак. Если, будучи неженатыми, они к концу месяца оставались без денег, то винить им в этом было некого, кроме самих себя. Теперь же, после вступления в брак, они винят друг друга в перерасходе или в необходимости залезать в долги.

Все это требует правильной и тщательной подготовки и продуманной программы: как сбалансировать доходы и расходы. Для этого существуют книги, лекции, консультанты — всегда для желающих найти путь есть выход и помощь Свыше. Как говорится, «пришедший очиститься — помогают ему Свыше». Желание наладить и сбалансировать семейный бюджет открывает возможности выполнения многих заповедей и добрых дел, угодных Б-гу, как внутри семьи, так и за пределами дома.

Выводить материалы