Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Отец должен приучать своих детей с малолетства не говорить лашон а-ра — не отзываться плохо о других людях, а также не ругаться и не обманывать»Хафец Хаим, Законы Злоречия, 9, примечание к пункту 6

Цав, Шабат Агадоль

23 марта 2010, 06:24

Отложить Отложено

Слова Торы в этом листе посвящены моей дорогой супруге, которая, как и другие еврейские женщины работает, не покладая рук в эти дни, чтобы достойно встретить Пейсах. В это горячее время она бросила все свои дела для того, чтобы эти слова Торы увидели свет.

Самый большой подарок на свете — это возможность начать всё сначала. Еврейский календарь даёт тому много возможностей. У нас есть Шабат, Рош Ходеш, праздники. Всё это начала, которые каждое в своём аспекте несёт заряд новизны и свежести, даёт душевные силы и разум встряхнуться, сбросить с себя отрицательное прошлое, освободиться из плена рутины и начать по-новому. Ведь в этом секрет любого успеха — умение посмотреть по-новому и попробовать по-другому. С помощью мицвот данного времени нужно только уловить то влияние, которое посылается Сверху и использовать его, сделать тшуву, стать одухотвореннее, чище и мудрее. Дай нам Б-г по настоящему использовать тот чудесный подарок, который называется месяц Нисан и Пейсах, чтобы исполнилось: «В Нисане были освобождены, и в Нисане будут освобождены!»

Нисан — это месяц Хеседа, это проявляется во всём, даже природа расцветает вокруг в эти дни. Тем не менее, в Нисане — день рождение Ицхака, который олицетворяет строгий Суд и обвинение. «Меор Эйнаим» объясняет, что Всевышний устроил так неслучайно. В мире много трудностей, неудач и несчастий, которые являются проявлением судов и обвинений, нависших над человеком. То, что Ицхак родился в Нисане, показывает нам природу этого. Внутри самого строгого и страшного суда заложен Хесед Творца. Его любовь к нам и желание таким образом исправить и улучшить человека. Примером этому может служить то, что говорит Талмуд в трактате Сангедрин «больного питает его огонь». Именно то, что тяжелее всего при болезни: жар высокой температуры, на самом деле является показателем жизни, того, как организм борется и мобилизирует свои силы. Так и все суды, которые нависают над человеком, содержат внутри себя любовь Творца к нам и направлены на нашу пользу. Ицхак родился в Нисане.

Шулхан Арух говорит, что есть правило тщательно вымыть свой дом 13 Нисана днём до проверки хамеца. Тем не менее, несмотря на это, у нас есть мицва искать хамец после выхода звёзд в ночь на четырнадцатое. Это мицва наших мудрецов. Вот несколько намёков об этой мицве из книги «Аводат Исроэль» святого Магида из Кожниц. Слово «хамец» происходит от слова, имеющее значение «кража», как объясняет Рамбам. Хамец символизирует ецер ара. Нужно сжечь свой хамец перед Пейсахом, так как каждый, кто слушает советы своего ецера, «украден» у своего Корня. «Перед поиском хамеца раскладывают в доме 10 хлебных крошек». Этот обычай существует, чтобы показать, что не может быть, что нет хамеца, нет ецер ара. Если человек уверен, что у него всё в порядке, он всё исправил, это верный признак, что он ещё и не начинал. «Когда домашних несколько, они собираются вместе, хозяин произносит благословение для всех и все расходятся по разным комнатам искать хамец». Это намёк на то, что хозяин должен давать своему дому святость и чистоту. Тот, кто больше праведник, должен заботиться и о жителях своего города. Тот, кто ещё больше — обо всех, чтобы все смогли сделать тшуву. «В месте, куда не вносят хамец, не нужно его искать» — нужно следить за отрицательным в себе, а не в других. Поэтому в месте, куда ты не вносил хамец, не ищи, ищи только у себя. «В отверстиях, которые высоко, так что невозможно достать и в тех, которые ниже 3 тфахим искать не надо». Это правило отвечает человеку, который жалуется, что не может сделать тшуву, так как не помнит всех своих грехов. Ответ: там, где не достаёшь не ищи, только о том, что помнишь, нужно сделать тшуву. Остальные Б-г простит и так, сказав, что если бы человек их помнил, он бы раскаялся о них так же, как раскаялся о том, что вспомнил. «13 Нисана, до поиска хамеца нужно помнить помыть все комнаты» — то есть к поиску зла в себе нужно приготовиться, иначе ничего человек в себе не найдёт, скажет всё чисто, я цадик.

Слово «Пейсах» означает прыжок, как объясняет Агада. Пейсах — это праздник перепрыгивания всех ступеней, когда Всевышний в Ночь Седера Сам поднял нас из грязи на самый Верх. Это была светлая ночь, когда в душах евреев было так светло, что они говорили Агаду, так, как и мы сегодня. Уже в Египте в ночь казни первенцев они рассказывали как Б-г уже вывел их из Египта. Наверно этот прыжок имеет в виду Тиргум, когда говорит, что в ту ночь Всевышний взял евреев и поднял их из Египта на Храмовую гору. Всё это повторяется каждый год в Ночь Седера.

Хамец выражает старение, восприятие мира, который затвердел и существует автономно без Творца. Поэтому на святом языке «пропустить» это «леахмиц», от слова хамец. Хамец получается, когда «упускают» возможность сделать мацу. Маца выражает новизну, взгляд на мир, который постоянно обновляется Творцом. Сила мицвы есть мацу на Пейсах так велика, что рабби Леви Ицхак из Бердичева даже рассматривает вопрос для чего нужны другие заповеди в Торе, ведь всего можно достичь через мацу на Пейсах.

19 Нисана юрцайт рабби Аарона Агадоль из Карлина זצק''ל, זי''ע. Карлин — сегодня это деревушка возле города Пинска в Белоруссии. Выдающийся ученик Магида из Межерич זצק''ל, זי''ע. Рабби Аарон был единственный кому Магид оказывал честь иметь собственные двенадцать хал во время совместных трапез с учениками в субботу. Много разъезжал для того, чтобы возвращать евреев к тшуве. По словам современников вернул к тшуве 80 тысяч евреев. Он приезжал на людную ярмарку, молился там Минху, и влияние этого было достаточно, чтобы очистить там атмосферу и пробудить всех евреев в округе. Привёл к Магиду много его выдающихся учеников. Особый Б-жественный огонь горел в нём. Скончался молодым, в возрасте 36 лет. Его влияние было настолько велико, что долго на языке официальных царских документов хасидов называли «каролинской сектой». В Шабат перед смертью спел свою знаменитую песнь любви к Б-гу «Ка эксоф», которая напечатана сегодня в сидуре в «змиройс Лейл шабос».

Рабби Леви Ицхак когда то не жил в Бердичеве. Его пригласили быть раввином в этот город благодаря стараниям одного видного члена общины. Когда то по торговым делам тот оказался на Пейсах в городе Зелихов. Там после своего сейдера он пошёл посмотреть на сейдер нового раввина города рабби Леви Ийхака. Его сейдер ему очень понравился. Особенно ему запомнилось, что Ребе, отливая положенные десять капель вина из бокала при перечислении десяти казней, называет имена известных гонителей евреев и желает, чтобы казни их тоже постигли. Он запомнил эти имена и увидел, что в течении года все они сгинули. После этого, он стал большим хасидом рабби Леви Ицзака и сумел добиться, что в 1785 году его пригласили быть раввином города Бердичев.

А гит Шабос, доброго, весёлого и кашерного праздника.

Яков Доктор

Теги не заданы