Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Любовь как процесс тшувы

Отложить Отложено

Наши источники утверждают, что накануне свадьбы молодоженам прощаются все их прошлые грехи, как бы предоставляя им возможность начать все сначала. Быть может, кому-то это покажется дополнительным стимулом вступить в законный, еврейский брак. Другие усмехнутся, что только после свадьбы человек начинает по-настоящему грешить, ежедневно подрываясь на заповедях «возлюби своего ближнего, как самого себя», «не обижайте друг друга» и иже с ними. Как говорится, свадебные кольца на автомобиле молодоженов означают: «Внимание! Начальный счет 0:0».

Однако эта возможность «начать все с чистого листа» почти не имеет себе аналогов. Пожалуй, кроме одного – тшувы. Сама возможность тшувы, раскаянья по-еврейски – явление уникальное. Проступок-то уже совершен! И, к сожалению, чаще всего не один! И как круги на воде, у него есть свои результаты и следствия. Еще как-то можно понять и принять положение о том, что наше прошлое «временно замораживают», чтобы оно не бросало свою тень на будущее, но так чтобы оно перечеркнулось совсем? Или еще невероятней – чтобы все грехи превратились в заслуги? Где же тут логика? Где же тут логика?

Но в том-то и дело, что сама по себе тшува – выше всякой логики. Но только там, где речь идет о тшуве из любви! Только такая тшува прорывает барьер «замораживания прошлых проступков» и перечеркивает их, превращая в заслуги. Потому что тшува из любви – это не просто попытка добавить набор определенных правил (кошерное питание, костюм со шляпой и т.д.) к своему устоявшемуся образу жизни, а попытка перечеркнуть все то, что было до этого, начав совершенно новую для себя жизнь. Перечеркнуть? Да, взять и пересмотреть весь свой прошлый багаж, отобрать из него то, что в дальнейший пути вместо того, чтоб тянуть меня вниз, будет помогать мне на моем новом пути служения Творцу, и решительно отказаться от всего остального. Так – путем направления в нужное русло всего неправильного, но разрешенного, и однозначного отказа от всего неправильного и неразрешенного – мы превращаем все «неправильное» в «правильное», «минусы» в «плюсы», «грехи» в «заслуги».

Семейная жизнь тоже в чем-то подобна процессу тшувы. Конечно, можно выбрать путь аналогичный тшуве из страха или из других меркантильных побуждений. Человек, вступающий в такой брак, сознательно добавляет набор конкретных, новых правил, неких общепринятых устоев совместной жизни, к тому «джентльменскому набору», который он носил с собой и в себе с момента рождения и до того момента, как встал под хупу. И можно всю жизнь прожить так рядом. Зачем? Ну, для евреев это даже не вопрос. «Не хорошо человеку быть одному» плюс прямая заповедь «плодитесь и размножайтесь». Но это – лишь программа-минимум.

А как же выполнить свою программу по максимуму? «Поэтому оставит муж своего отца и свою мать, и прикрепится к своей жене, и станут они единой плотью». Стать единым целым – вот он идеал. Что характерно: это идеал должен быть вполне досягаемым, иначе бы Тора не писала о нем прямым текстом. Но Тора показывает нам не только конечную цель, но и описывает путь к ней: «оставит мужсвоего отца и свою мать и прикрепится к своей жене». При этом обратите внимание, что заповедь почитания родителей остается у сына в силе и после его женитьбы! Противоречие? Отнюдь! Точно так же, как тшува из любви подразумевает пересмотр всей прошлой жизни, так и брачный союз в идеале подразумевает пересмотр всех старых реалий, привычек, того багажа, который мы несем из отчего дома, с целью прикрепиться к своей половине и стать единым целым, чтобы всю жизнь прожить не рядом, а вместе. А иначе алтарь нашего самолюбия рискует стать местом гибели нашей любви. И не об этом ли – знаменитый плач жертвенника при разводе суженых?

 

И все-таки тшува, пересмотр прошлого, наверное, самый значительный шаг в жизни, но как же все-таки строить свою жизнь в настоящем и будущем?

Продолжение следует

Теги: семья