Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Взгляни, насколько велика сила милостыни, что она пребывает в деснице Всевышнего, как написано: «Полна десница Твоя милостыни» (Теилим 48; 11).»Орхот цадиким. Щедрость

Любовь как процесс тшувы (3) - окончание

26 января 2010, 02:11

Отложить Отложено

Любовный треугольник: он – она - Всевышний

Нет, это все, конечно, не про нас. И хотя все стандартные консультации и лекции на тему семейных отношений в большинстве своем направлены на то, чтобы предотвратить (или в худшем случае – решить) возможные супружеские проблемы и конфликты путем улучшения коммуникации, взаимопонимания и взаимоотношения между Мужем и Женой, если нам повезет, и консультант или лектор заодно по совместительству является и религиозным человеком, он может живо сдобрить материал цитатами из наших источников, подгоняя общечеловеческую мудрость, о которой, как известно, сказано: «[Если скажут тебе, что] есть у неевреев мудрость – верь этому!», под «идеологически верную» с еврейской точки зрения базу.

Таким образом, все мы наслышаны о том, что за сорок дней до рождения человека, голос с небе определяет его суженную, что «если муж и жена достойны - между ними пребывает Б-жественное присутствие; если нет – всепожирающий огонь» или что когда человек разводится со своей первой супругой, даже жертвенник плачет. Но все это подается и воспринимается как приправа к основному блюду –  материалистической, «линейной психологии».

Почему именно «линейной»? «Перед лицом каждой трудности у нас есть только две возможности: или бороться, или смириться», наставляли меня с детства. Правда, иногда само смирение – есть высшая форма борьбы. Борьбы с самим собой. Но это уже другая история.

Процесс тшувы заставил меня пересмотреть многие прошлые установки, и вдруг оказалось, что кроме двух возможностей появилась и третья – молиться. И тогда жизнь, как будто, принимает третье измерение. Мы уже имеем дело не с «линейным подходом»: либо – либо, а приоткрываем для себя новый параметр – параметр глубины. И если в физическом мире через две точки можно провести одну и только одну линию,  в области чувств, путь «от сердца к сердцу» может пролегать одновременно через несколько точек  (ведь мужчина с одной стороны любит глазами, но с другой, говорят, что путь к его сердцу проходит и через желудок), то в области духовности мы открываем для себя вообще никому доселе неизведанные пути. Тогда мы начинаем понимать, что, давая другому, мы не беднеем, а, напротив, богатеем, что богат лишь тот, кто доволен своей долей, что силен лишь тот, кто побеждает свои страсти, что уважаем тот, кто уважает других, а одним из главных признаков ума является готовность учиться у каждого.

Но так ли уж плохо, если мужчина и женщина стараются строить свой дом «линейным методом», идя навстречу друг другу?  Если при этом им не угрожает лобовое столкновение, то, в принципе, нет. Конечно, если только это (как, впрочем, многое другое) не дает им ощущения «сила моя и мощь моей руки создала мне могущество это» или, выражаясь более современным языком, «добились мы освобожденья своею собственной рукой» и не заслоняет им существования неизменного, еврейского «любовного треугольника» - Он, Она и… Всевышний.

Это – то самое «Б-жественное присутствие», которого удостаиваются достойные супруги, сумевшие избежать всепоглощающего огня эгоизма и/или страсти. Но для начала окиньте обстановку в доме и честно признайтесь, будет ли в нем приятно обитать тому самому Третьему Партнеру? Пусть это служит вам критерием того, к чему вы двигаетесь: к разрушительному огню или к Источнику Жизни.

Одна супружеская пара несколько лет держалась на грани развода. Что их удерживало от последнего шага к пропасти? «Мы ни за что не хотели, чтобы из-за нас жертвенник плакал!» признались незадачливые супруги. «А как вы думаете, видя обстановку в вашем доме, жертвенник может удержаться от слез?» Этот вопрос в один миг перевернул все их сознание, и они оба направили все свои старания, силы и – как же без этого! – молитвы на то, чтобы избавить жертвенник от слез. В конце концов, от ненужных слез, истерик и взаимных упреков избавились они оба. Так, пойдя на встречу Третьему Партнеру, они обрели друг друга…

И когда нам бывает грустно и больно из-за взаимонепонимания, можно (и в большинстве случаев нужно!) обсудить и решить эту проблему друг с другом – в конце концов, иудаизм – это, прежде всего, религия действия. Но - и об этом, увы, молчит большинство семейных консультантов - не менее важно «обсудить» эту проблему с Третьим Партнером, прибегнув к традиционной еврейской панацеи – голосу Яакова, молитве!  Звучит по-детски наивно? «Чудесато»? Поверьте, не менее наивно и «чудесато», чем попытка решить все проблемы БЕЗ этого в духе советских пословиц вроде «жди не дождя и грома, а жди агронома», потому что когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во все…

И сразу вспоминает очередной разговор двух мамочек на лавочке. «Молиться? Да у меня десять детей на голове! Как я при этом могу позволить себе молиться?!» - «Да вы что! У меня десять детей на голове, и я не могу понять, как я при этом могу  позволить себе не молиться?!» А что можем позволить себе мы?

Теги: Любовный треугольник