Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Несмотря на то, что излишняя расточительность — не от доброго начала, иногда из этого может произрасти добро. Но предельная скупость — только во вред миру»Виленский Гаон, Совершенная мера, гл. 3

Как бороться с бедой, или "Сынок, я жива!"

06 ноября 2011, 14:15

Отложить Отложено

У каждого в жизни полно неприятных моментов. Начиная от настоящего горя (нонбс) и кончая мелочами, которые так любят отравлять нам существование.

Многие "проворные" люди на этом делают бизнес – зарабатывают на консультациях (книгах, семинарах, лекциях) на тему "Как одолеть все проблемы разом?"

** **

Есть и у евреев рецепты. Не буду долго расписывать все тонкости, мне к завтрашнему уроку на Толдот надо готовиться, и еще два миллиона дел, Гемара, контрольные надо проверить, водосток на крыше починить (☺). Поэтому даю конспектом. (А кому конспекты читать скучно – пусть посмотрит сразу в конце, там история!)

Итак.

Беда приходит к человеку только для того, чтобы человек исправился. Другой цели в этом феномене нет. Причем под бедой понимайте все что угодно – от укуса комара до – сами придумайте, что еще бывает неприятного.

Источники сразу все не соберу. Их полно. Но возьму лишь Рамбама. Он пишет (יד החזקה פ''א מהל' תעניות): когда еврей видит свой народ в беде – он обязан горячо молиться о его спасении. (Мудрец говорит про народ, а не об одном человеке. Но принцип работы тут такой же.)

И продолжает: однако, если в час беды не молиться и не кричать в адрес небес о спасении – а сказать, что беда пришла естественным образом – мол, это обычная случайность, – то так думать может только жестокий человек, ибо тут же за одной бедой придут другие, еще более трагичные.

Таковы слова мудреца. Первый вывод: отсюда видим, что беда дана для того, чтобы люди молились.

О чем молились? О спасении и избавлении друг друга.

** **

Многие говорят, что рассказы о молитве, которая творит чудеса, несерьезны. Мол, бабушкины сказки. Дескать, лучше бы Всевышний не занимался спасением от неприятностей, который Сам же на нас и наслал. Но пусть их на нас не насылает! Тогда не надо было бы выбираться из трудностей, проблем и несчастий.

На самом деле здесь работает очень простая схема. Смотрите, допустим, мы совершили (ндБ) проступок – и, что часто бывает, не расцениваем его как плохое действие. У вас такое случается? Так вот, вскоре с неба нам будет создана такая жизненная ситуация, которая будет нами же воспринята как бедствие – по принципу мера-за-меру. Т.е., смотрим на антураж неприятности – и обнаруживаем, что он один к одному такой же, как в том нами совершенном проступке.

И теперь мы понимаем, что тот проступок именно так и воспринят небом – как проступок (а не благое или нейтральное деяние).

Вы еще со мной?

Отсюда мы понимаем, что пора исправляться. Т.е., надо починить в себе то качество, которое проявилось в нехорошем поступке.

Другими словами, "попав в переплет", мы решаем (вынужденно, но и добровольно!) сделать тшуву, исправиться. И начинаем молиться. Причем содержание молитвы вкратце таково: я исправляюсь, а Ты отведи от меня беду. Ведь для моего исправления Ты и навел ее на меня, не так ли, Всевышний?

И если наше исправление-молитва искренняя – мы спасены.

Подвожу черту: беда пришла в ответ на мои действия – а ушла в ответ на мою молитву. Что я получаю в результате? Я исправился – вот что я получаю в результате.

** **

А теперь история про силу молитвы. Привел ее в прямом эфире на последнем уроке. Назывался урок "Молитва о других". Впрочем, как раз эта история – о том, что иногда помогает и индивидуальная молитва. Главное – искренность, страсть и желание остаться евреем.

Рассказ из книги рава Ицхака Зильберштейна.

Один еврей переехал из Англии в Америку. Скажем, перебрался учиться из Гейтсхеда в Лейквуд. А его мать осталась в лондонском доме для престарелых – очень дорогом, кстати. Он за нее платил, и все были довольны. И навещал ее не реже раза каждые два месяца. А уж говорили они по телефону, считай, каждый день.

И вот, ему однажды звонят из этого дома и говорят, что мама сегодня ночью скоропостижно умерла, скончалась.

Дело было утром в пятницу, он видит по часам, что на похороны прилететь не успевает (у нас хоронят в тот же день), но организовать по телефону время еще есть. Он связывается с хевра-кадиша, обо всем договаривается. А сам решает приехать на могилу в понедельник утром.

Так все и произошло. Да только раздается у него звонок по телефону на исходе субботы – и мама говорит ему, что она жива и здорова.

Произошла ошибка в офисе того дома престарелых. Ошиблись люди, запутались в картотеке. Не того сына известили о смерти матери. Мама сказала, что ее соседкой по комнате была старая женщина, тоже еврейка. Она и умерла. А почему ошиблись и перепугали ее сына – она уже не знает, на все воля небес.

И действительно, утром в воскресенье ему позвонила директриса того дома и печально стала просить прощение за жуткую ошибку. "Сами не знаем, как это произошло".

А еще добавила, что самая трудная работа ей только предстоит. Надо позвонить сыну той умершей женщины. (Ее, кстати, похоронили на еврейском кладбище. Приехала хевра-кадиша и сказала, что все оплачено.) "Он у нее, как у вашей мамы, тоже один. Живет тут, в Лондоне. Ума не приложу, как сказать ему, что на похороны он уже опоздал".

Потом ему рассказали, что директриса позвонила тому сыну и сказала, что мама скончалась. Тот на удивление холодно отнесся к этой новости и даже не дослушал до конца. Сказал только: "Окей, похороните ее. Мне бы хотелось, чтобы вы сожгли ее труп, такова моя воля".

По еврейским законам, умерших нельзя сжигать – а можно только хоронить в земле. Но это заведение было общим, так жили не только еврейские старики, так что разных способов захоронения они навидались много.

Хотя все знали, что у евреев тело не сжигают. Это страшный грех.

Так или иначе, в середине разговора сын умершей женщины отключился. И директриса не успела сообщить, что похороны уже прошли. Пришлось снова браться за трубку.

На повторный звонок сын отреагировал еще более странно. Только зло сказал: "Значит, старая меня победила", – и вновь прервал разговор.

Выяснилось, что этот человек крестился – и последние года два уговаривал мать тоже сменить веру – для этого ее и навещал. Но она протестовала. А он ее мучил нещадно. Пугал пожилую, болезненную женщину, что распорядится сжечь ее тело после смерти.

И такая перспектива ее жутко пугала. Она не спала ночами, постоянно молилась, чтобы этого не произошло. Все, чего она хотела от жизни – только чтобы ее похоронили по еврейскому обычаю.

И в силу ее горячей молитвы – небесами было устроено так, что женщину – в силу ошибочного звонка! – похоронили-таки по еврейским правилам.

** **

Печальная история. Ну, так мы и начали разговор – про беды и неприятности. Как с ними бороться? Только молитвой. И за себя, если никого нет, и за весь народ. Ибо только мы за евреев и будем молиться, верно?

Теги: Видео-урок, Молитва