Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему»Второзаконие 15:11

Лжец и его правда

Отложить Отложено

В день Суда мы говорим в молитве: "Жертву Ицхака вспомни сегодня с милосердием".

Есть у нас на эту тему удивительная драша, вернее, рекомендация, которая годна во все дни года и для всех евреев. Дал ее адмор из Белз, раби Иссахар-Дов.

Каждое утро мы читаем отрывок про жертвоприношение Ицхака (см. Берешит 22). И сразу после его прочтения произносим: "Владыка мира! Как Авраам, наш праотец, сдержал в себе свое милосердие, чтобы от всего сердца выполнить Твое желание, так пусть Твое милосердие сдержит Твой гнев, направленный против нас".

И это очень странная просьба. Было бы понятно, если бы мы сказали: подобно тому как мы проявили такое-то качество, так и Ты прояви его же по отношению к нам. А здесь сравниваются милосердие и гнев. Или точнее – умение сдержать милосердие (и поступить жестоко) и умение сдержать гнев (и поступить хорошо).

И еще: разве можно сравнивать качества Творца всего мира и качества человека?

Но вот какое есть всему этому объяснение. Оно следует из Талмуда (Санедрин 89) и Мидрашей (Берешит-Раба 56, Танхума на Ваера 22).

Когда Авраам шел исполнять этот приказ Всевышнего, Сатан стал его отговаривать. Но наш праотец его не слушал. Тогда Сатан сказал: должен открыть тебе страшную правду, которую я выкрал с неба: наверху постановили, что вместо твоего сына будет принесен в жертву баран.

Это известие должно было поколебать решимость Авраама исполнить приказ в том виде как он его получил, а именно: пойди и принеси своего сына в жертву всесожжения; что на святом языке звучит буквально – подними его. Отсюда можно вывести, что Ицхака требуется лишь поднять на жертвенник, а потом поменять его на животное. Понятно, что такая трактовка приказа резко изменила бы намерение Авраама, нарушила бы чистоту и безусловность помыслов и намерений нашего праотца.

Но Авраам и эту правду, вышедшую из уст Сатана, не выслушал. Он не обратил на нее никакого внимания. (Таково наказание обманщика: от него даже правду не слушают.)

Вот об этом мы и просим Всевышнего: как Авраам – для выполнения Твоего приказа, сдержал в себе свое милосердие по отношению к сыну и не выслушал из уст нашего Обвинителя даже правду, так поступи и Ты: не слушай от Сатана (в день Суда) никаких обвинений в адрес евреев, даже если он окажется прав!

** **

Сегодня (3 сентября 11 года) я эту драшу привел на уроке в прямом эфире. Цикл "Еврейское поведение", урок "Актуальность Йом-Кипура".

Гмар хатима това!

Теги: Видео-урок, Праздники