Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Менахем Ав

Рав Гедалия Спинадель

Как узнать точное время новолуния?

Отвечает Рав Зеев Гершензон

Сегодня читаем главы Матот и Масэй

Проверено равом Бен-Ционом Зильбером

Вдоль долины реки Иордан

Авраам Коен

Можно ли жениться по расчету?

Отвечает Рав Яков Шуб

Иголка в стоге Торы

15 января 2014, 19:52

Отложить Отложено

В предыдущей статье скороговоркой я пересказал короткую историю жанра "шутка". И вдруг обнаружил, что не смог толково ту историю подать. А ведь в ней, на мой взгляд, была огромная новость. Теперь придется все пояснить – даже за счет нового поста.

Скажем так. Один еврей попросил другого замолвить за него слово перед начальником. Допустим, чтобы серьезно отнесся к его проекту. Второй еврей согласился: почему не уважить просьбу друга и не поговорить с боссом, если у тебя хорошие с ним отношения!

Но поговорить не успел. Или временно забыл. А начальник – по своей воле или по инициативе кого-то постороннего – тот проект рассмотрел и дал ему ход. Так что все закончилось отлично для всех сторон.

И вот, подходит наш рационализатор к тому своему другу и горячо его благодарит за протекцию и участие. Жмет руку и счастливо похлопывает по плечу.

И наш "благодетель" – который пальцем о палец в том деле не ударил (не потому что не хотел, а потому что не успел) – молчит и многозначительно улыбается. Дескать, пусть человек думает, будто это он его облагодетельствовал. А если даже узнает, что там были и другие участники, все равно есть вариант, когда и он немного приложил руку, помог, подтолкнул. Поэтому и ему полагается толика благодарности. Или, по крайней мере, не помешает. Ведь в конце концов все счастливы. Да и зачем разочаровывать человека в его розовом взгляде на дружбу!

Короче, смолчал и дал понять, что да, он поступил в высшей степени дружески и благопристойно.

Теперь, скажите, как это называется?

**

Так вот, вся новость сообщения в рассказе, который был помещен в конце предыдущего моего поста, заключается в одном слове: наш ложный благодетель поступил нескромно.

Ведь что такое нескромность? Это когда человек смотрит на других (или другого) сверху вниз. Т.е., он как бы возвышается над прочими.

И даже если он действительно в своей праведности забрался выше некуда – так себя вести нельзя. Ибо всех "нижних" это обижает. А обижать никого нельзя! (Даже если они понятия не имеют, кто ты такой на самом деле.)

Короче говоря, нельзя себя вести, исходя из своего "высокого уровня". А уж если у тебя нет такого уровня – тем более, нельзя.

Согласно этике других народов: промолчавший, когда его хвалят не по делу, называется обманщиком, лицемером и прочими именами. А по-еврейски, он нескромный человек.

**

Фараон сказал Йосефу, что видел сон и теперь обращается к нему, потому что царедворцы донесли, что Йосеф отлично разгадывает сны. Написано (Б. 41:16): "И ответил Йосеф фараону: не я, но Всевышний даст ответ фараону".

Раши: тем самым Йосеф сказал: это не моя заслуга, Всевышний наделил меня таким качеством. Он даст разгадку – и сделает так, что сон исполнится для блага фараона. А я тут не причем.

Вывод. Умение умалить свои заслуги входит в реестр важных качеств человека. На языке Торы это называется отсутствием хвастовства, настоящей скромностью, искусством не выпячивать собственные заслуги. Ибо все наши положительные качества – от Всевышнего!

Мудрецы Мидраша сообщают нам: Всевышний как бы сказал Йосефу: ты не захотел поставить это умение себе в заслугу. Клянусь, станешь царем над страной.

А теперь вопрос. Никто из нас ни разу не смолчал, согласившись с благодарностью, которую мы не очень-то заслужили?

Вот об этом и была та статья – про Хазон-Иш и иголку.

**

Приложение

Обратите внимание. Без Раши мы могли бы подумать, что фараон обратился к Йосефу, а тот пересказал сон Всевышнему, после чего Всевышний дал ответ Йосефу для передачи фараону.

В таком случае Йосефа действительно не надо благодарить – ну, если только за посредничество.

Нет, по Раши, все произошло несколько иначе. Йосеф сам, пользуясь своими качествами, нашел разгадку снов. И все равно сказал фараону, что, поскольку эти качества он получил от Творца, то и благодарить надо Творца – а не его, Йосефа.

Следствие: нет ничего, за что меня можно благодарить. Потому что, сделав доброе дело людям, я проявил свое умение, полученное мною от Всевышнего. Ведь все в мире от Всевышнего, не правда ли?

Более общий вывод. Меня, действительно, не надо благодарить ни за что. Но я обязан благодарить каждого, кто сделал мне хоть что-либо хорошее.

Т.е., мои хорошие дела – это не я, а Всевышний. Но хорошие дела других людей – это они, эти самые люди и есть!

Теперь про плохие дела. Мои плохие дела – это не Всевышний, а я! Но плохие дела остальных людей в мой адрес – это не люди, а Сам Всевышний, Который решил меня наказать. Все, что от меня теперь требуется: не броситься воевать с "плохими людьми"[1], а пойти и сделать тшуву.



 

[1] Иногда надо броситься. Но это особые случаи, их надо изучать.

Теги: Тора, Мусар

Оставить комментарий

11 комментариев

WLazar, 16-01-2014 00:18:53

Шалом!
Всегда интересно читать Ваши посты. Спасибо!

"мои хорошие дела – это не я, а Всевышний. Но хорошие дела других людей – это они, эти самые люди и есть!"

А, может быть, хорошие дела других людей [по отношению ко мне] - это проявление хеседа Творца? Так же как плохие - проявление гвуры? (простите, если глупый вопрос задаюулыбка

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-01-2014 09:19:41

Вопрос не глупый. Просто я пишу в рамках мусара, который пользуется простыми понятиями.
Все-таки хорошие дела других людей - это дела людей, за которые я им должен быть признателен. Потому что, если сказать, что даже хорошие их дела - все равно действие Всевышнего (а это так и есть), появляется опасность, что человек не проявит благодарность людям, а это уже нарушение заповеди их любить. Как-то так.

ответить         Ссылка на комментарий
WLazar, 16-01-2014 09:59:49

Спасибо!улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 16-01-2014 05:45:40

Ну вот сБп и в честь Ту Б'Швата, спасибо.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-01-2014 09:21:07

Насколько знаю, сБп - это про будущее. А про настоящее - сБ.))

ответить         Ссылка на комментарий
rivkach, 16-01-2014 12:44:30

Шкоях. И самое интересное: последний абзац, как ни знал бы его наизусть, никогда не лишне услышать или увидеть еще раз.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-01-2014 16:54:31

А потому я его часто и приписываю.))

ответить         Ссылка на комментарий
shay, 16-01-2014 14:48:16

мне видится, что в таких ситуациях от намерения еврея зависит всё. Дело в том, что иногда, сказав правду (что ничего не просил начальника к примеру), это может вызвать жёсткое разочарование и отчаяние благодарившего - потому что эмоциональный порыв должен найти выход и его нельзя останавливать. Я такое встречал. Тут можно и скромностью пожертвовать, лишь бы еврею было ок. А потом найти подходящий момент и объяснить с участием.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 16-01-2014 16:56:22

Верно: главное, не обидеть человека.
И все же советую в любой подобной ситуации взвесить возможность - ни на минуту не заставлять человека думать, будто ты сделал ему добро, которого не успел сделать - но очень собирался.

ответить         Ссылка на комментарий
ollya, 21-01-2014 19:52:54

В основном зло в мире делается из зависти. А жертвами завистников являются именно НЕскромные люди. Так что скромность большая защита в этой жизни .Спасибо за Ваши уроки. Многие из них прямо жизненно-необходимы.
Здоровья Вам и долги[х, плодотворных лет.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 21-01-2014 22:41:10

Спасибо за пожелания.
К вашим словам могу добавить, что наша задача - не в том, чтобы заметить (и осудить) зависть в других. Наша задача - устранить зависть из самих себя - и только.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий