Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Самый высокий уровень скромности: стать ниже всех

Отложить Отложено

И самый трудный.

Потому что в этот момент реального урока многие готовы возразить (на русском, естественно, языке): как?! ниже всех?! чего вдруг!? а наше достоинство, честь и гордость?!

После чего лектору обеспечено внимание аудитории к теме, как минимум, минут на 20.

Но сегодня я не об этом. Точнее, не совсем об этом.

Схема сей короткой заметки такова: сначала теория (обещаю, для многих неожиданная), потом практика, т.е. рассказ. Который можно смело не читать, потому что он мной тут, в блоге, уже публиковался. Да и с экрана ("Евр. поведение") был рассказан, должно быть, дважды. В частности, здесь.

**

Теория.

Многие честно полагают, что в Торе есть, по кр. мере, одно незыблемое правило, согласно которому Всевышний никогда не дает человеку испытание, которого тот не выдержит.

А вот и дает!

Смотрите. Написано в Торе Берешит 1:26: "И сказал Всевышний: сделаем человека".

Все знают это место – и всем известны комментарии на это место.

Раши пишет: "Хотя и не было у Творца помощников в Творении мира и несмотря на то что появилась возможность у отрицателей Торы (апикорсим) возразить[1], – все же Тора не отказалась от возможности привести пример еврейского поведения, в частности – скромности (анава). А именно: пусть большой советуется с малым[2].

А теперь бомба!

Добавляет к этому Раши известный талмудист раби Йеошуа Эшель[3] (ר' העשיל): "Известна фраза из Талмуда (Сота 4-2): "Любой, кто проявляет спесь и высокомерие, – поклоняется идолам". Какая связь между высокомерием и поклонением идолам? Ответ: кто не хочет смирить свою спесь по отношению к другим, кто не учит из стиха Торы необходимость скромности, как пояснил Раши, тому будет дано совершить ошибку – и стать идолопоклонником. А именно, он начнет верить в нескольких богов, как говорит об этом простое прочтение стиха Торы"[4].

Другими словами, обычно нам не дается испытание, которое нам не по силам. Например, такое как идолопоклонство (авода-зара). Но тут будет дано! Правило такое: если человек высокомерен с другими, то рано или поздно ему будет дано испытание, которое он, скорее всего, не выдержит. Таково наказание за нескромность.

Это надо всегда иметь в виду!

**

Вывод: скромность – настолько фундаментально-необходимое правило поведения, что его отсутствие наказывается страшно: человек начинает поклоняться идолам самым откровенным образом, например – самому себе, т.е. сделав идола из себя и поклоняясь своим желаниям и страстям (потеряв умение их обуздывать).

И это уже не испытание, а самое настоящее наказание.

**

Практика. Вернее, рассказ из цикла "Наши учителя".

Хазон-Ишу, когда он был в весьма пожилом возрасте, врачи посоветовали делать ежедневные моционы, неспешные пешие прогулки по кварталу в Бней-Браке, где он жил.

Так он и ходил по полчаса каждый вечер, повторяя про себя урок Талмуда.

И вот один человек, который не знал его в лицо, обратил внимание, что мимо его дома уже вторую неделю подряд ходит старик благообразного вида. Вышел он из дому и так сказал мудрецу, приняв его за неуча:

"Тебе не стыдно? Ты что, совсем не умеешь учиться? Так и ходишь праздно по улицам? А ведь вид как у настоящего раввина. Уж если гуляешь впустую, так хоть Теилим (Псалмы) говори".

Хазон-Иш не стал оправдываться, поблагодарил за совет и пошел дальше.

Прошел месяц-другой. У того человека возникли проблемы, люди посоветовали ему обратиться к руководителю поколения, благо тот живет недалеко и всех принимает, Наш бедняга пошел на прием, вошел в комнату, увидел мудреца – и упал со страху в обморок. Очнулся – принялся извиняться, лить слезы, бить себя в грудь и совершать прочие покаянные действия.

Хазон-Иш помог ему подняться, обнял за плечи и сказал, что просить прощения тот совсем не должен. Наоборот, он его благодарит за весьма дельный совет, которому он, Хазон-Иш, стал неуклонно следовать. А именно, проходя в дальнейшем мимо дома того человека, он вспоминал, что надо произнести главы из Теилим, и тут же принимался произносить их про себя. И если у него было трудное место в комментариях – то после Теилим оно тут же прояснилось. Спасибо тебе, добрый еврей, за ценный совет!

 

 


 

[1] Заявив: ага, вот и попались! Тора сама пишет, что всевышних творцов несколько. Иначе откуда тут множественное число?

 

[2] Творец как бы посоветовался с ангелами.

 

[3] 1578, Вильна – 1648, Львов.

 

[4] Если вы полагаете, что вера в нескольких "богов" невозможна в наше время, обратите внимание на распространенную жизненную программу: "жизнь полна черных и белых полос, сегодня черная полоса, завтра белая", "жизнь – борьба между добром и злом" и т.д.

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел