Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какую реку перешел Авраам, или Что лежит между евреями и всем миром?

Отложить Отложено

Это вопрос, а не заглавие. Мой вопрос к вам, дорогие посетители блога.

Смотрите, написано четко и, кажется, без вариантов (Берешит 14:13): "Пришел беглец и рассказал Аврааму-иври". – Неважно, что рассказал. Важно, почему иври.

Мы все об этом много раз читали, а некоторые даже помнят. Вот и проверим, как помним. Что-то у меня тут сомнение.

На иврите (святом языке) иври – от слова "проходить". Поэтому бытуют несколько классических мнений. И все туманны и ничего не проясняют.

Написано в мидраше (Берешит-Раба 42, 8):

"Почему (Авраам) назван иври? Раби Йеуда говорит: (из-за того, что) весь мир по одну сторону, а он по другую сторону. Раби Нехэмья сказал[1]: (потому что) он из потомков Эвэра[2]. Мудрецы сказали: потому что он с той стороны реки. И еще: (потому что) он говорит на еврейском языке (лашон-иври)".

По первому мнению, мир поделен надвое. По одну сторону евреи, по другую все остальные. (Ничего тут заносчивого нет. Раз христиане и мусульмане объявили себя потомками Авраама, значит они по ту же сторону, что и евреи, как это им ни прискорбно).

Вот о первом мнении и поговорим. А чтобы закрыть три других мнения, быстро обозначим и их. От раби Нехэмьи ответа мы не получаем, поскольку сказать, что Авраам из потомков Эвэра, – почти ничего не сказать. Просто замена одного вопроса другим. Т.е., почему Эвэра звали Эвэром ("Тем, кто перешел")? А именно, куда перешел, от кого? И почему этот переход стал его, а потом и авраамовым родовым именем?

Мудрецы вообще дают пшат[3]. Написано "перешел" – значит реку. Какую? На карте кроме Эвфрата, ой извините Арам-Наарайим другой нет. Что касается языка иври, так это то же самое, что с Эвэром. Если язык иври – то почему именно иври?

Короче, у нас с вами на руках первое объяснение: потому что мы с вами (потомки Авраама) по одну сторону реки, а все остальные жители земли – по другую.

Комментаторы тут же поясняют: мы верим в Единого и Всемогущего, а остальные – поклоняются идолам.

Так и отметим это мнение – буквой А. Оно опубликовано в массе книг, приводится в статьях и книгах. Совершенно замечательное мнение. Хотя остается прояснить: что такое вера в Единого, в Творца и прочие Его имена – Ашэм и т.д.?

У них идолы, а у нас Ашэм.

Если не ошибаюсь, на днях уже заходил разговор о том, что из веры в Творца можно сделать заурядную веру в идола. И поклоняться Торе. Крошить перед ней просо. Просить, чтобы она защитила нас от врагов. Угрожать, что, если не защитит, перестанем ее почитать (ндБ). И совершать прочие идолопоклонные действия.

Есть более серьезное мнение, кроме мнения А, оттиражированного до безобразия. Оно говорит нам, что во времена Авраама весь мир прекрасно знал, отдавал себе отчет, ведал и имел сведения, не сомневался и признавал: есть Творец у мира, Он командует и правит, судит и прощает, от Него и только от Него все и вся зависит. И все расхождение между Авраамом и прочими жителями планеты заключалось лишь в одном: как Ему служить? Авраам учил: исполняя Его приказы. Прочие люди: хватит одного знания, что Он существует в высях горних[4].

Снабдим это мнение литерой Б.

Его можно интерпретировать так. Весь мир знает о Нем – и в ус не дует. Авраам знает о Нем – и служит Ему, соблюдая Его заповеди. Т.е. он сказал: если Всевышний существует, то – что отсюда следует?

(Вы еще со мной, читатель?)

Мнение Б, кстати, не многим отличается от мнения А. Просто оно уточняет – кто такие идолопоклонники. И говорит нам, что кричать о Всевышнем еще ничего не значит, ибо тут все определяется не столько признанием Его существования, сколько принятием на себя Его заповедей.

А вот мнение В. Оно опирается на старую еврейскую идею: что нового принес в мир Авраам? А принес он хэсед, милосердное отношение к людям. Короче говоря – любовь.

Просто единобожию учили Шэм и Эвэр. Но Нимрод почему-то их в печь не бросил. Хотя именно посягательство на божков он не терпел всеми фибрами своей нимродовой души. А Авраама бросил – причем в самую горячую из печей.

Объяснение находим в том, что и как преподавал людям Авраам. Его учителя, Шэм и Эвэр, без всякого хэсэда ходили по весям и проповедовали: все запрещено! Но как только уходили, люди, боявшиеся их суровости и непреклонности, тут же доставали из углов своих припрятанных божков и вешали в красном углу избы. Когда же приходил Авраам и объяснял, что надо любить друг друга, к нему тянулись, его слушали. И спрашивали: а божков надо любить? Он отвечал, что не надо. И люди, поступая по учению любимого учителя, бросали деревяшек в домашние печи. Вот этого Нимрод пережить уже не мог – и приказал Авраама сжечь[5].

Итак, третье на сегодня мнение: Авраам со своей любовью перешел через реку, а люди остались со своей нелюбовью по другую сторону. Кстати, об этом сказал мудрец раби Акива: самая главная заповедь Торы – про любовь к ближнему.

С тех пор по разные стороны реки разные правила. По одну сторону: семеро одного не ждут, – по другую: одного и семь ждут, и десять, и сто. По одну сторону: кто не работает, тот не ест, – по другую: голодного накормим. По одну сторону: Платон мне друг, но истина дороже, – по другую: истина, конечно, дорога, но Платона я люблю больше, причем всех платонов. Во всем мире люди критикуют друга, спорят, учат и нраво-поучают; на стороне Авраама боятся задеть один другого, никому не скажут ну-ну, стараются не повышать голос даже на детей.

** **

(Ой, устал писать. У меня еще урок вечерней Гемары.)

Пжлста, выбирайте свой вариант: что вам по нраву, а что по душе:

А. Раздел прошел между монотеизмом и поклонением идолами.

Б. Раздел прошел между просто верой (плюс обычное безверье) и соблюдением заповедей Того, в Кого веруем.

В. Раздел прошел однажды – и продолжает проходить – между любовью и нелюбовью ровным отношением к людям.

** **

ПС. Призов не даем, ответственности за ваш выбор не несем. Никого не поучаем.

ППС. Ах да! Те, что живут по ту сторону баррикады, ой что это со мной сегодня реки, – не обязательно евреи. Но евреи обязательно должны жить по ту сторону реки, вместе с Авраамом. А если еще не живут, то пора готовиться к переправе.))

 


 

[1] Раби Йеуда и сейчас говорит, а раби Нехэмья сказал – и тишина.

 

[2] Того самого, который потомок Шэма, сына Ноаха. В ешиве Шэма и Эвэра учились все наши праотцы – Авраам, Ицхак и Яаков. Два последних – лично у Эвэра.

 

[3] Самое простое прочтение стиха. Кстати, раби Нехэмья тоже привел пшат. И очень полезный. Так что зря мы сказали, что его ответ ничего нам не говорит.

 

[4] Т.е. носим Бога в душе. А уж носит ли Он нас в Своей душе, нам без разницы.

 

[5] Об этом см. где-то в конце моей статьи с занудным названием, но супер-содержанием. Не себя хвалю, а те мысли, что импортировал от мудрецов.

Теги: Личное