Держись подальше26 января 2014 года, 21:38 Любая история – своего рода послание, которое надо расшифровать. Для чего хорошо бы знать алгоритм расшифровки. Т.е., главный код. Истории про наших мудрецов и праведников – не исключение. Даю пример. Уже будучи пожилым человеком, раби Яаков Абухацира однажды жарким летом зашел в магазин тканей в своем городе. Попросил владельца продать ему отрез определенного сорта, но самого высокого качества – чтобы пошить из него субботний халат. У продавца была ткань такого сорта – но за ней надо было идти на склад. А ему было лень. Читать дальше |
Вернулись или пришли впервые?23 января 2014 года, 22:18 Принято считать, что евреи, которые Тору не соблюдали – но которые к Торе "возвращаются", – почему-то по их поводу, повторяю, принято считать, будто они именно возвращаются к ней, а не знакомятся с ней заново и впервые. Но ведь, если я к чему-то возвращаюсь – значит, когда-то ранее я здесь был, не так ли? А если не был – то при чем тут возвращаюсь? Еврей возвращается к Торе – так принято говорить. А гер к Торе приходит. Как бы на новеньких. Тем не менее, кто укажет границу между евреем, пришедшим к Торе из еврейской семьи, которая уже 5 поколений ни о какой Торе не слыхала, и человеком, который пришел к Торе из нееврейского мира и у которого в жилах, что называется, ни капли еврейской крови? Вам известна принципиальная разница между евреем-новичком и гером-прозелитом? Читать дальше |
Еврейская семья: кооперация в усилиях19 января 2014 года, 10:48 Когда перед человеком возникает проблема, скажите – на что в первую очередь ему надо обратить внимание? Правильно – на поиск ее решения. Т.е., объектом рассмотрения становится не сама проблема ("ой, я страдаю! мне больно! нас обижают!"), а именно поиск – как эту проблему можно решить. Читать дальше |
Иголка в стоге Торы15 января 2014 года, 19:52 В предыдущей статье скороговоркой я пересказал короткую историю жанра "шутка". И вдруг обнаружил, что не смог толково ту историю подать. А ведь в ней, на мой взгляд, была огромная новость. Теперь придется все пояснить – даже за счет нового поста. Скажем так. Один еврей попросил другого замолвить за него слово перед начальником. Допустим, чтобы серьезно отнесся к его проекту. Второй еврей согласился: почему не уважить просьбу друга и не поговорить с боссом, если у тебя хорошие с ним отношения! Но поговорить не успел. Или временно забыл. А начальник – по своей воле или по инициативе кого-то постороннего – тот проект рассмотрел и дал ему ход. Так что все закончилось отлично для всех сторон. И вот, подходит наш рационализатор к тому своему другу и горячо его благодарит за протекцию и участие. Жмет руку и счастливо похлопывает по плечу. И наш "благодетель" – который пальцем о палец в том деле не ударил (не потому что не хотел, а потому что не успел) – молчит и многозначительно улыбается. Читать дальше |
О еврейской стеснительности12 января 2014 года, 21:44 "Если я еврей, чего я буду стесняться? Я, правда, не еврей" (с). Фраза, по-моему, предельной гениальности[1]. Хотя описывает не столько евреев, сколько то, как нас воспринимают русские. Мол, вы, евреи, – люди не самые стеснительные. И в этой характеристике, согласитесь, что-то есть. Короче, если мы с Торой, то мы байшаним, умеем стесняться, не любим лезть в глаза, что называется, не высовываемся. А без Торы наоборот – обожаем постоять в центре арены, покрасоваться в софитном свете, пофланировать перед публикой. Помню, в детстве, каждый раз, когда я приезжал летом погостить в Киев, моя родня – и я с ними – раза три в неделю ездили "на тот берег". А возвращались с днепровского пляжа всегда в переполненном трамвае, причем тетя Фира поднималась в салон через переднюю площадку, а ее муж дядя Гриша – через заднюю. И всю дорогу они разговаривали между собой! На весь трамвай – никого как бы не замечая. Меня, девятилетнего московского ребенка, такая храбрость поражала, и я им завидовал Читать дальше |
Суд царя Шломо: в чем мудрость, брат?8 января 2014 года, 18:43 Многие настолько привыкли к этой легенде, что не задают вопросов. А мои ученики спросили. (То, что сейчас будет рассказано, уже сообщалось частично в предыдущей статье моего блога[1], но там это не являлось центральной темой, а поэтому нужные для сегодняшней темы акценты и ударения не были поставлены.) Итак, на суд царя Шломо пришли две женщины, у которых накануне родилось по ребенку. Ночью один из мальчиков умер, и его мать, убитая горем, подложила трупик второй женщине, ее ребенка забрав себе. Утром, проснувшись, вторая стала требовать живого ребенка, но обманщица заявила, что она никого не меняла, а этот живой принадлежит ей. И вот пришли они на суд. Читать дальше |
Lecture v Article3 января 2014 года, 14:46 Моя писательская, переводческая и редакторская деятельность в рамках Торы началась не вчера. Помню, давным-давно, по прибытию в Израиль участвовал в подготовке статьи рава Пантелята про любовь. Сознаюсь, что ни разу эту статью не использовал на устных занятиях с учениками. Сейчас напишу пару слов – почему. Прежде всего, подчеркиваю, что не собираюсь ее критиковать. Если бы нашел в ней хоть что-нибудь, идущее вразрез с моим взглядом на предмет, не брался бы в свое время литературно ее править. Упоминаю же я ее здесь лишь для демонстрации своего подхода к лекциям и урокам. Подход такой: устно никогда ничего не критиковать Читать дальше |
Правда, ничего кроме правды31 декабря 2013 года, 15:32 Все знают, что правда запрещена, если она обижает другого человека и если нет других опасностей, кроме такой обиды. Во всех остальных случаях надо говорить только правду, даже если она нам не очень выгодна. – Банальная истина! Но наша практика далека от банальности, потому приходится учить даже столь простые на первый взгляд вещи. Пример. Мы заходим в дом евреев, которые недавно стали соблюдать. Нас угощают и уверяют, что это кашерная еда. Мы верим? Второй вопрос: насколько точно хозяин стола знает, что его жена соблюдает все тонкости кашрута? Может ли он твердо заявить, что его стол кашерен? Не торопитесь отвечать. Читать дальше |
Стихи27 декабря 2013 года, 13:10 <Можно не читать> Влага, прибывшая ветром с моря, не только ложится росой на землю, это как раз привычно, но растит облака над ночным Иерусалимом. Не все обращают внимание, я спрашивал людей, а ведь иногда можно поймать момент, когда клубы горнего пара, неудержимо набухая прямо на глазах, вдруг сходятся шершавыми боками, картина завораживает сильнее кометного дождя. Причем в момент объединения ночные тучи, как в фотошопе, разом приобретают один и тот же колер и тон, пропадает их фактура, исчезают рыхлости на сырых побитых днищах, они становятся просто аппликацией, наклеенной на стремительный свод, а в проталинах между тучами начинают в истерике биться испуганные звезды. Сам наблюдал много раз, только что неслись облака по небу, серые в фиолетовых складках или цвета настоянного на холоде кофе, мчались к востоку параллельными курсами, но вот тучное небо застыло на долю секунды, и уже бегут по нему в сторону Иордана пустые лакуны с пойманными в них звездами, охотники стали дичью....
Читать дальше
|
Велосипед и лотерея, раввины и мальчики26 декабря 2013 года, 23:17 Рубрика: "Законы Талмуда применительно к нашему быту". Один мальчик пошел в магазин (в среду, кажется) – мама послала. Взял деньги, купил что надо, принес домой. Дома раскрыли одну упаковку, смотрят – ого, а в ней, кроме покупки, лежит карточка. На карточке написано, что обладатель оной имеет право на участие в лотерее, которая состоится рядом с тем же магазином в такой-то день (в четверг, если не ошибаюсь). Окей, сказали дома. А мальчик заявил, что раз удача сама идет в руки (на иврите получилось короче), то надо снова сбегать в магазин и купить еще раз тот же товар – и там снова, вот увидите, окажется карточка. Домашние посмеялись, а мальчик орлом слетал в магазин – снова на мамины деньги, купил то же самое, тут же рядом с прилавком снял обертку – и обнаружил внутри точно такую же карточку с правом на участие. О, как! Читать дальше |